Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.76

Ассоциации, возникающие при восприятии тембра певческого голоса, могут быть связаны с различными цветами, степенью тяжести, величиной предметов. В сознании человека возникают многочисленные связи ощущений, относящиеся к различным сферам чувствительности. Благодаря этим ассоциациям слуховые ощущения порождают зрительные и осязательные.

Эти связи являются врожденными, закономерными для всех и проявляются у детей уже в раннем возрасте: грубый, громкий и низкий голос обычно вызывает у грудного ребенка отрицательную эмоцию, неизменно выражаемую плачем, и наоборот.

Восприятие низких звуков как толстых, темных, тяжелых, а высоких — как тонких, светлых, легких объясняется различиями в количестве обертоновой насыщенности тембра.

Человеческий голос, звучащий эмоционально, как бы вибрирует, периодически меняя свою окраску, силу и высоту. В таких случаях говорят, что в голосе певца появилось певческое вибрато.

В восприятии голоса с певческим вибрато также проявляются общие закономерности. Тембр голоса с певческим вибрато кажется теплым, задушевным, волнующим. Такие ощущения появляются у слушателя лишь в том случае, если частота певческого вибрато около 6—7 колеб./с.

Исследованию вопроса о восприятии амплитудно-частотно-модулированных звуков посвящены работы большого числа авторов. Среди них работы американских и отечественных исследователей: Ситара (1932), В. П. Морозова (1964), Ю. Рагса (1969), О. Огарков а (1975) и др.

Объясняя причины положительного воздействия певческого вибрато частотой 6—7 колеб./с, В. Морозов связывает это с оптимальной скоростью слоговой артикуляции в речи и способностью человека к ее восприятию в таком темпе.

Но каковы бы ни были причины, закономерности восприятия певческого вибрато для всех одни, в том числе и для детей.

Мы проделали такой опыт. Детям младшего школьного возраста предъявляли звуки, исполненные певицей, в двух вариантах: без вибрато и с нормальным певческим вибрато. Дети должны были определить, что изменилось в качестве звучания голоса.

Высказывания первоклассников были интересными и единодушно одобренными. Звук с вибрато охарактеризовали следующим образом: «голос как бы переливается»; «голос как будто стал громче»; «как бы появился второй голос»; «звук заманивает, ласкает»; «голос струится, как дымок» и пр.

Дети не только слышат различия в качестве вибрато, но и сами могут научиться петь с вибрато.

Ф. Лысек утверждает, что дети способны к пению с вибрато начиная с пятилетнего возраста.

Наши наблюдения и исследования голосовых проявлений детей раннего возраста показали наличие вибрато в некоторых случаях даже в криках новорожденных и детей первого года жизни, что производит на окружающих взрослых людей особое эмоционально возбуждающее воздействие.

Чтобы понять основные эстетические критерии вокального искусства, следует остановиться на некоторых физиологических особенностях нашего слухового восприятия.

Одной из особенностей нашего слуха является сравнительно быстрая истощаемость нервной энергии слухового органа при получении однообразных по высоте и силе звуковых ощущений. При восприятии какого-то звукового раздражителя, постоянного по высоте, наше ухо очень быстро утомляется. Поэтому более красивым и богатым по тембру воспринимается на слух голос певца с вибрато, нежели без него.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒