Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.77

Таким образом, пенис с вибрато есть приспособительная функция голосового аппарата к особенностям нашего слуха.

По этой же причине эстетическим критерием оценки художественности исполнения, инструментального и вокального, является разнообразие и тонкость нюансировки, принцип динамического контраста, так как при прослушивании звучания, однообразного по динамике, наш слух быстро адаптируется и очень скоро его восприятие притупляется. Поэтому наиболее яркое слуховое впечатление оставляет исполнение, богатое динамическими сопоставлениями.

Другая особенность слуха, отличающая его, например, от зрения, является то, что ухо не может, подобно глазу, удерживать на 0,2 с полученное ощущение. На этом свойстве нашего зрения построен принцип кино, когда отдельные кадры сливаются в один общий поток ощущений. Если бы наше ухо обладало такими качествами, то одни звуки наслаивались бы на другие, в результате ничего, кроме какофонии, не получилось бы.

Вот почему для углубления слуховых ощущений существует такой способ исполнения, которому должны обучаться музыканты и певцы: это играть связно, петь протяжно, т. е. legato.

Важнейшей особенностью нашего слуха является неодинаковая его чувствительность к звукам разной высоты. В. П. Морозов указывает на то, что именно это качество лежит в основе приспособления голосового аппарата к потребностям уха: лучшие качества певческого голоса, такие, как звонкость и полетность, обусловлены наличием в его спектре частот в области наибольшей слуховой чувствительности — от 1000 до 3000 Гц, что связано с понятием о «высокой певческой форманте голоса»1.

Итак, звуки голоса обладают разнообразными возможностями как физиологического, так и психологического воздействия на организм человека.

Закономерности эмоционального восприятия качеств музыкальных звуков просматриваются в основе музыкальной структуры вокальных композиций. Они же определяют и задачи вокального исполнения.

Поэтому владение богатой палитрой тембровых красок своего голоса, широким звуковысотным диапазоном и разнообразной динамикой расширяет исполнительские возможности певцов, что позволяет наиболее глубоко выражать эмоцио-. нальное содержание вокального произведения.

5.2. Исследование акустических условий для оптимального восприятия детьми звуковысотного компонента

Изучая порог звуковысотного восприятия у детей в сопоставлении с их способностью правильно интонировать голосом (гл. 4, раздел 4.3), мы пришли к выводу о том, что не во всех случаях причины плохой интонации заключены в отсутствии способности выделять основную частоту тона.

Дети и даже взрослые нередко могут иметь достаточно низкий порог звуковысотного восприятия (до 1/4 тона), но не уметь при этом правильно интонировать. Однако при на личии хорошей вокальной интонации во всех случаях было отмечено присутствие способности к тонким звуковысотным дифференцировкам.

Иначе говоря, можно не уметь правильно интонировать и хорошо при этом слышать, но нельзя научиться хорошо петь, если ухо не слышит.

Таким образом, проблема развития способности слухового восприятия у детей в процессе обучения пению является основополагающей. При этом первостепенное значение имеет способность к звуковысотным дифференцировкам.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒