Из сказанного ясно, что тембр голоса во многом есть природное свойство певца, хотя в процессе пения и речи в каких-то пределах на него можно и воздействовать. Системой определенных приемов педагог стремится создать для работы гортани те или иные условия, что приводит к изменениям тембрового звучания голоса в том или ином направлении. Эти условия обеспечиваются за счет деятельности дыхательной системы и артикуляционного аппарата, что позволяет в значительной мере варьировать характер работы голосовых складок: степень их сближения, определенную плотность смыкания и форму вибраций, а это и лежит в основе регистровых, а следовательно, тембровых различий.
Таким образом, управлять тембровым звучанием певческого голоса — это значит управлять регистрами, так как педагог не может изменить анатомию гортани или эндокринную систему.
Каковы же средства воздействия на регистровый механизм, и чем они определяются?
5.5. Факторы, оказывающие влияние на формирование типа регистрового звучания голоса
Рассмотрев вопросы структурно-функциональных механизмов формирования различных регистров голоса, можно сказать, что с точки зрения вокальной методики регистровое звучание голоса зависит от ряда факторов: тесситуры, силы звука, вида атаки и способа звуковедения, типа гласной и способа артикуляции, а также эмоционального настроя, связанного с художественным образом исполняемого произведения.
5.5.1. Тесситура
После соответствующей тренировки большая часть диапазона певческого голоса может быть пропета любым регистром: фальцетным, грудным или микстовым. Это умели делать еще ученики М. Гарсиа более 100 лет назад (В. А. Багаду-ров, 1956).
Однако в нашей работе теоретически и экспериментально было доказано, что, чем выше тон, тем легче ребенку спеть его фальцетом, используя краевой колебательный режим голосовых складок. На крайних верхних звуках голоса возможен только фальцет, а на низких — возможны различные варианты, хотя естественнее всего здесь звучит грудной голос. Это явление соответствует натуральной природе певческого голоса, что особенно ярко проявляется у необученных певцов, как детей, так и взрослых, и используется в народном пении.
Для наглядного подтверждения сделанного вывода был проведен следующий эксперимент. Дети 8—9 лет с хороши ми вокальными данными пели нисходящий звукоряд в Фа-мажоре от Фа2 до Ре1 на гласной «А». Задание: спеть весь звукоряд непринужденно средним по силе голосом с мягкой атакой.
По методике, подробно описанной в гл. 2, через сигнал с глоттографа были сняты спектры с голосовых складок каждого звука. Приведем два усредненных примера, типичных для крайних звуков:
Из приведенных примеров видно, что спектры данных звуков, исполненных с одинаковым усилием, отличаются друг от друга по своему обертоновому составу в зависимости от частоты основного тона: чем выше тон, тем ближе к фальцету его звучание.
Такая регистровая перестройка при непринужденном пении происходила непроизвольно, если при этом специально не фиксировалось внимание испытуемых. Об этом позаботилась сама природа в процессе эволюции гортани человека, когда при повышении тона механизм колебаний голосовых складок автоматически меняется и идет по пути их облегчения за счет выключения из колебательного процесса большей части основной массы эластического конуса, приближаясь к краевому типу. Чем выше звук, тем меньшая масса фонаторных мускулов участвует в колебаниях, так как более частные движения им легче осуществлять меньшей массой. Такая разумная приспособляемость есть природное свойство живого организма. Поэтому, чем выше звук, тем тоньше делаются голосовые складки, и наоборот.