Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.89

Смена механизма фонации при изменении высоты тона происходит в значительной мере подсознательно, хотя поддается и произвольному управлению.

Одной из основных задач вокальной методики является формирование ровного тембрового звучания по всему рабо чему диапазону голоса. С точки зрения физиологии голосо-образования это значит: научить петь разные по высоте звуки, сохраняя при этом одинаковый регистровый настрой гортани.

Однако абсолютно одинаковый настрой гортани при пении звуков различной высоты сохранить невозможно. Можно лишь стремиться к его сохранению. Когда говорят о выравнивании тембрового звучания по всему диапазону, в сущности речь идет о выравнивании регистровых переходов, так как абсолютно одинакового тембра на звуках разной высоты получить нельзя, да и не нужно, в целях поиска разнообразия тембровых красок в процессе вокального исполнения.

Из анализа физиологических механизмов звукообразования в различных регистрах, а также практических наблюдений можно сказать, что легче сохранить одинаковый настрой гортани при пении поступенных звукорядов в ограниченном диапазоне, чем мелодий со скачками на большие интервалы.

Следовательно, задача выравнивая тембрового звучания распадается на два этапа: I — в процессе пения упражнений, построенных на поступенных звукорядах; II — в процессе пения нисходящих и восходящих интервалов и мелодий со скачками различного направления при постепенном увеличении ширины скачка.

Если нужно добиться легкого тембрового звучания голоса, то следует использовать упражнения, построенные на нисходящих звукорядах, поскольку на верхних звуках, если их исполнить без форсировки и напряжения, непринужденно и естественно получится облегченное по тембру звучание, близкое к фальцетному.

Если заботиться о сохранении ровности фальцетного тембрового звучания, то при пении нисходящих посту-пенных звукорядов необходимо соблюдать правило: чем ниже звук, тем он должен быть легче.

Для формирования более плотного тембрового звучания целесообразно использовать упражнения, построенные на восходящих звукорядах. Однако при этом нельзя допускать излишней регистровой перегрузки на нижних тонах, чтобы не появились мышечные зажимы на последующих за ними верхних тонах.

В основе техники исполнения скачков на широкие интервалы, звуки которых находятся в различных тесситурных условиях, лежит тот же принцип стремления к сохранению единого регистрового механизма. Чтобы сохранить ровность фальцетного звучания голоса при пении восходящих интервалов, нижний звук необходимо предельно облегчать, как бы едва «дотронуться» до него, тогда как при исполнении верхнего звука требуется более активная подача дыхания.

Облегчение тембра голоса на нижнем звуке, обеспечивающееся за счет сознательной установки голосовых складок на краевой колебательный режим, позволит подготовить условия, необходимые для исполнения верхнего звука, который неизбежно потребует перестройки рабочего режима гортани в сторону приближения к краевому типу.

Техника исполнения нисходящих интервалов ровным фальцетным звуком аналогична предшествующему случаю в отношении облегчения (нижнего звука. Однако сохранить на нижнем звуке настрой голосовых складок на краевой колебательный режим, естественно полученный на верхнем звуке, задача более простая.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒