М. И. Глинка считал, что наилучшие условия для развития детского голоса создаются при формировании звонкого, серебристого и нежного его звучания при свободном голосо-образовании, средней силе голоса, ровного по тембру по всему диапазону. Даже альты у него обязательно легкие.
Вокально-методические указания М. И. Глинки и созданная позже «Полная школа пения» А. Е. Варламова — это целая эпоха в русской вокальной педагогике.
А. Е. Варламов, как и М. И. Глинка, придавал особое значение первостепенной роли слуха, напевности, четкости артикуляции, недопустимости форсировки звука, рекомендовал пение в удобной тесситуре.
Другой специалист в области детского пения — В. Ф. Одоевский — был последователем М. И. Глинки, проявлял внимание к менее способным ученикам, указывал на взаимосвязь слуха, зрения и голоса, стремился к последовательности в обучении.
Большую роль в развитии методической мысли в деле музыкального воспитания детей и, в частности, детского голоса, сыграла бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 г. М. И. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным. В их методических работах указывается на зависимость чистоты интонации от эмоционального состояния поющего, в связи с чем рекомендуется поддерживать положительные эмоции учеников на занятиях; не перебирать дыхание; упражняться, начиная с головного регистра, звуком легким, добиваясь неизменно его ровности.
В конце XIX в. усиливается борьба за массовое обучение детей, а в методической литературе впервые высказывается мысль о возможности и необходимости обучения пению всех детей. Пение в школе считается необходимым для всестороннего развития учащихся и принимается за основу формирования у них музыкальной культуры. Для того времени это было весьма (прогрессивно.
Однако на практике в большинстве школ пение преподавалось неудовлетворительно: отсутствовала система, не учитывался возраст, настоящего внимания к задачам эстетического воспитания учащихся средствами вокального искусства в то время не было.
В последующих методических работах начала XX в. также говорится о необходимости формирования легкого головного звучания при умеренной силе голоса, в средней части диапазона, т. е. Ми! — Соль! и «… лучше выше, чем ниже…», пишет А. Касторский (1900), а затем и А. Пузыревский (1903). Как видно, речь идет о формировании у детей фаль-цетного звучания голоса.
В 1914 г. появился перевод методического пособия Д. Бет-са. Основные принципы воспитания детского голоса: не допускать крикливости, не использовать крайние звуки диапазона, формировать звонкое головное звучание.
Таким образом, в дореволюционный период стиль духовного песнопения с самого начала определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренные по силе, в удобной, в основном средней, тесситуре. Все это создает условия для настройки детского голоса на фальцетное или близкое к фальцет-ному звучание.
Характеристика звучания детских голосов была социально обусловлена.
1.2. Основные методические направления в обучении детей пению