Таким образом, поступенные звукоряды для пения легче в нисходящем порядке, как и нисходящие интервалы. Для выравнивания тембрового звучания проще сохранять регистровый настрой на поступенных звукорядах, чем при пении мелодии со скачками. Это необходимо учитывать при выборе последовательности упражнений и песенного репертуара в вокальной работе с детьми.
Итак, тесситура является одним из основных естественных факторов настройки гортани на тот или иной регистровый режим работы с целью достижения искомого тембрового звучания.
Чтобы настроить голос ребенка на фальцетное звучание, следует предложить ему петь в высокой тесситуре; грудное же звучание легче формируется на низких тонах голоса.
Выравнивание тембра на каком-то участке звуковысотного диапазона связано с задачей сохранения исходного настроя гортани при помощи других факторов, к рассмотрению которых мы и переходим далее.
5.5,2. Сила голоса
Как уже упоминалось, еще И. Мюллер (1877) в своих опытах над мертвой гортанью заметил, что причина происхождения грудных и фальцетных звуков не только в различиях натяжении голосовых складок, так как при одном и том же их натяжении, сильно продувая воздух, можно получить грудной звук, а слабо продувая — фальцетный.
Отсюда можно заключить, что для формирования определенного типа регистрового звучания имеют значение величина и скорость воздушного потока фонационного выдоха, который обусловливается величиной подскладочного давления.
По исследованиям ряда авторов (Р. Юссона, 1961; Ван-ден Берга, 1969, и др.) известно, что сила голоса прямо пропорциональна величине подсвязочного давления. При этом закономерно то, что большее по величине подсвязочное давление рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее и глубже, чтобы противостоять стремящемуся прорваться наружу воздуху из легких и уравновесить его. А это обстоятельство приводит к тому, что даже при одном и том же настрое гортани голосовые складки при более сильном напоре подсвязочного воздуха начинают колебаться большей своей массой, вызывая более богатое по тембру звучание голоса, приближающееся к грудному типу.
Нами был проведен следующий эксперимент. Детям 7— 8 лет было предложено пропеть одинаковые гласные на одной и той же высоте звука различным по силе голосом: форте и пиано. Два типа усредненных спектрограмм приведены на рис. 36.
Из приведенных примеров видно, что при одной и той же высоте тона спектр звука богаче во втором случае.
Опыт на взрослых певцах, проведенный проф. Л. Б. Дмитриевым и В. Л. Чаплиным методом рентгенотомографии, совпадает в принципе с нашими выводами относительно прямой зависимости регистрового звучания голоса от силы звука. На рис. 37 приводятся две рентгенотомограммы из атласа указанных авторов, где видно, что на одной и той же высоте тона более глубокое смыкание голосовых складок происходит при грудном настрое у певца при пении «форте» и менее глубокое — при пении «пиано».
Таким образом, при одном и том же предварительном настрое гортани можно получить различные по регистровости, а следовательно, по тембру звуки в зависимости от силы голоса.