Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.91

Допустим, что гортань певца при помощи каких-то других факторов настроена на работу в фальцетном режиме. Голосовые складки тонкие, сильно растянуты и настроены на краевое колебание. Певец получает задание спеть какой-то относительно высокий для него звук «пиано». В результате небольшого подскладочного давления голосовые складки замыкаются не полностью, совершая колебания лишь своими утонченными краями. Тембр голоса при этом типичен для фальцетного звучания.

Если при том же настрое гортани этот же тон попросить спеть «форте», то голосовые складки благодаря сильному подскладочному давлению начнут смыкаться плотнее. В колебания вовлекается большая мускульная масса. Ударяясь друг о друга своими утонченными краями, они как бы сплющиваются, хотя не так глубоко, как при грудном звучании. Конфигурация гортани в процессе фонации уже видоизменяет предварительный краевой настрой. Звучание голоса напоминает микст, в голосе слышится напряжение. Вид гортани в продольном разрезе для описанных случаев схематически представлен на рис. 38.

Рис. 38. Конфигурация гортани:

/ — предварительный настрой на работу в краевом колебательном режиме; // — при пении в высокой тесситуре «пиано»; /// — при пении в высокой тесситуре

«форте».

Теперь предположим, что голосовые складки настроены на глубокое смыкание, как при грудном режиме фонации в низкой тесситуре.

Певец получает задание спеть относительно низкий для него тон громким голосом. В результате большого напора воздуха голосовые складки смыкаются плотно, на всю глубину, колеблясь всей своей массой. Тембр голоса при этом типичен для грудного звучания.

Если попросить певца при том же настрое гортани на работу в грудном режиме пропеть этот же звук очень тихим голосом, то получим иную картину. В результате очень незначительной величины подскладочного давления голосовые складки в процессе колебаний не замыкаются полностью, а лишь сближаются и удаляются друг от друга. В колебания вовлекаются не вся масса голосовых складок, а лишь края, но не в продольном, а в поперечном направлении, вдоль всей щели, уходящей вглубь. Представим это схематически

Рис. 39. Колебания голосовых складок при грудном настрое гортани в процессе фонации с различной силой голоса (колеблющаяся зона обозначена штриховкой): А — при пении «форте» — полное колебание голосовых складок; В — при пении «пиано» — частичное колебание голосовых складок, при ларингоскопии в процессе фонации наблюдается неполное замыкание голосовой щели.

Звучание получается бедное по тембру, как при обычном фальцете, но в непривычно низкой тесситуре. Некоторые хормейстеры в своей вокальной работе с детскими голосами приняли такое звучание за основу голосообразования, называя его грудным или микстовым. Однако, если при классификации регистрового звучания учитывать его акустический критерий, то методом спектрального анализа можно убедиться в том, что гармонический спектр такого звука (без учета наложений от (вибрато) по количественному cocтaвy столь же бедный, как и при обычном фальцете в высокой тесситуре: 3—4 гармонических составляющих.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒