Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.92

Таким образом, можно ввести понятие о фальцете в низкой тесситуре, на что указывают основные признаки такого регистрового режима: 1) наличие щели в процессе фонации;

2) краевое (хотя и продольное) колебание голосовых складок; 3) обедненность гармонического спектра голоса.

В стробоскопических исследованиях работы голосовых складок никем еще не было отмечено, что фальцетное звучание происходило при полном их смыкании. Общепринято, что при грудном звуке смыкание складок получается полное, а при фальцете между складками остается щель.

Поэтому доктор И. И. Левидов считал, что допущена ошибка в наблюдениях тех исследователей, которые в неко торых случаях не могли установить полного смыкания голосовых складок при пении в низкой, «грудной» тесситуре.

Однако именно эти наблюдения показывают, что без полного замыкания голосовой щели можно петь не только высокие звуки, но и низкие. А это как раз и является убедительнейшим доказательством того, что в низкой тесситуре можно петь фальцетом.

Именно благодаря возможности использовать фальцетный механизм фонации в низкой тесситуре можно практически весь диапазон голоса начиная от самых высоких звуков пропеть фальцетом, несмотря на то, что конфигурация гортани будет меняться.

Однако пропеть весь диапазон голоса начиная от самых низких звуков чисто грудным голосом оказывается невозможно, так как самые высокие звуки своего диапазона каждый певец может спеть только чистым фальцетом.

Таким образом, сила голоса также является весьма существенным фактором, оказывающим решающее влияние на конфигурацию гортани, форму колебаний и работающую массу голосовых складок. Иначе говоря, сила голоса является мощным регулятором регистрового механизма, а следовательно, тембра голоса.

При одном и том же предварительном настрое гортани при пении «форте» получается звучание, приближающееся к грудному типу, а при пении «пиано» — сдвигается к фаль-цетному.

5.5.3. Вид атаки звука и способ звуковедения

С понятием регистра связано понятие «атаки звука», в определении которого также наблюдаются большие расхождения.

По словам И. И. Левидова и Ф. Ф. Заседателева, «термином мягкая атака звука определяется такая ее форма, при которой полное смыкание связок происходит не перед началом (как при твердой атаке), а в самый момент начала звука»1.

А. М. Вербов пишет: «Мягкая атака состоит в сближении, но неплотном смыкании голосовых складок и не перед началом звука, а в самый момент начала звука»2.

Такого же мнения придерживается и А. Музехольд, считая, что «при мягкой атаке голосовые губы не наглухо за мыкают голосовую щель, но сближаются лишь настол1 ько, чтобы этого было достаточно для воспроизведения звука»1.

Сравнивая эти определения, мы видим, что Заседателев и Левидов признают при мягкой атаке полное смыкание голосовых складок, а Музехольд и Вербов — лишь их сближение. Однако все, кроме Музехольда, соглашаются, что сближение голосовых складок происходит «в самый момент начала звука».

Оставляя пока в стороне вопрос о том, смыкаются ли складки при мягкой атаке или только лишь сближаются, необходимо прежде всего подчеркнуть несостоятельность утверждения, будто это смыкание (или сближение) при мягкой атаке происходит «в самый момент начала звука». Возникает вопрос: как может самый момент начала звука совпасть с моментом сближения складок?

⇐ вернуться назад | | далее ⇒