Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.93

По закону физики начало звука (голоса) может быть лишь в результате первого толчка воздуха. При голосообра-зовании с любой атакой звук начинается от первого толчка сжатого подсвязочного воздуха, прорывающегося лишь при раздвижении предварительно сомкнутых (или сближенных) голосовых складок. В самый же момент полного смыкания (или сближения) никакого звука образоваться не может.

Полное смыкание голосовых складок либо их сближение перед моментом атаки звука определяет характер их колебаний в последующие периоды: либо это полные прерывания тока воздуха в каждом цикле колебаний, либо лишь частичная модуляция его по величине. Однако и в том, и в другом случае возникают периодические колебания воздушной среды, воздействующие на барабанную перепонку нашего уха, которые мы и воспринимаем как звук.

Несомненно то, что при мягкой атаке происходит, конечно, раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, почему эта атака и называется мягкой.

0 придыхательной атаке можно сказать, что перед нача лом звука голосовые складки пассивны и расслаблены. Лишь после свободного прохождения какой-то порции воздуха они начинают сближаться, не замыкаясь полностью, и в дальней шем голосовые складки работают, как при мягкой атаке, т. е. сближаясь и удаляясь без их соприкосновения. Следо вательно, придыхательная атака — это разновидность мяг кой, т. е. слишком мягкая атака.

Таким образом, атака звука — начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания. При голосообразо-вании она имеет решающее значение для включения того или иного регистрового механизма. В отношении регистра голосовые складки подчиняются нашему управлению, главным образом, в момент атаки звука, в момент установки их на тот или иной способ колебания.

Проф. Е. Е. Егоров определял атаку не только как способ возникновения звука в гортани, а считал ее определяющим началом в характере дальнейшей фонации как начальный установочный момент того или иного регистра. Такой же точки зрения придерживается вокальный педагог и исследователь певческого голоса А. Яковлев1.

По мнению А. М. Вербова: «Значение атаки усугубляется тем, что от нее зависит характер звука при всем его дальнейшем протяжении, а значит степень утомления и скорость изнашиваемости связок в профессиональной работе певца»2.

Зажатое голосообразование с «каркающей» атакой или «затылочное» (проваленное) с придыхательной утечной атакой, свойственное обычно необученным певцам, следует считать вредными физиологически и неприемлемыми с акустической и эстетической точек зрения, их следует изживать особенно в детской вокальной практике.

Оптимально мягкая атака многими специалистами справедливо рассматривается как основа правильного звукообразования. О твердой и придыхательной атаках можно говорить лишь как об исключениях из правила в художественных целях.

Итак, можно сказать, что основных типов атаки звука два: твердый и мягкий. Но, как известно, понимание твердости или мягкости может иметь различные степени сравнения. Поэтому условно можно выделить четыре вида атаки: 1) очень твердая (взрывная); 2) твердая; 3) мягкая; 4) очень мягкая (придыхательная).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒