Каждый вид атаки звука обеспечивается различной степенью приведения голосовых складок друг к другу перед началом фонации и силой голоса, что поддается произвольному управлению.
Каждому виду атаки соответствует определенная степень напряжения при голосообразовании: 1) перенапряжение (голосовые складки работают как ударяющиеся язычки в режиме пересмыкания, совершая полные колебания);
2) твердое напряжение (голосовые складки работают также как ударяющиеся язычки, но удары их друг о друга менее жесткие, замыкание голосовой щели плотное, хотя менее напряженное, колебание полное); 3) мягкое напряжение (относительное легкое соприкосновение голосовых складок в момент возникновения звука и в процессе фонации, в колебании участвует большая или меньшая часть голосовых складок); 4) недонапряжение (сближение голосовых складок неплотное, голосообразованиерас-слабленное, колебание краевое или близкое к краевому).
Все эти четыре вида смыкания возможны при любом регистровом настрое гортани. Однако при одном и том же настрое вид атаки может изменить конфигурацию гортани и повлиять на последующий способ колебаний голосовых складок. Поэтому при одном и том же настрое гортани, регулируя степень приведения голосовых складок в момент атаки звука, можно получить различный акустический эффект.
Вид атаки звука, используемый певцом, и степень приведения голосовых складок тесным образом связаны с силой голоса в момент его возникновения.
Более твердая атака, возникающая в результате более сильного толчка подскладочного воздуха, рефлекторно заставляет голосовые складки смыкаться плотнее и глубже. При твердой атаке подскладочный воздух под действием избыточного давления прорывает плотно сомкнутые голосовые складки и заставляет их колебаться большей своей (массой, что и способствует возникновению более грудного звучания.
Мягкая атака звука, при всех прочих равных условиях голосообразования и настроя гортани, приводит к обратному эффекту.
Из сказанного следует: чтобы добиться от ученика звучания ближе к фальцетному, необходимо предложить ему петь тише с использованием мягкой атаки звука, т. е. легкого приведения голосовых складок друг к другу; более грудное звучание будет получаться при пении более громким голосом с твердой атакой звука.
После атаки звук может быть коротким или продолжительным. Следование нескольких коротких звуков подряд, исполнение которых сопряжено каждый раз с возобновлением атаки, лежит в основе способа звуковедения «стаккато» в отличие от «легато», которое характеризует связное пропе-вание звуков, следующих один за другим.
Как «стаккато», как и «легато» может иметь различную степень легкости, плотности и продолжительности.
Легкое короткое «стаккато» может перейти в жесткое, акцентированное или остаться мягким, но стать более продолжительным, что обычно называют «нон легато».
Легкое «легато» может перейти в более плотное с различной степенью подчеркивания звука, в так называемое «маркато».
Каждый способ звуковедения начинается с определенной атаки звука. Уже одно намерение спеть «легато», «стаккато» или «маркато» подсознательно настраивает гортань певца на тот или иной режим работы соответствующим приведением голосовых складок: легкое «стаккато» связано с пред ставлением об очень осторожном начале и ведении звука; напротив, всякое акцентирование, пение «маркато» или плотным «легато» вызывает представление о более смелом приступе звука и перенесении его с одной высоты на другую.