Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.95

Таким образом, каждый способ звуковедения невольно порождает соответствующую атаку звука, т. е. влияет на регистровый настрой гортани, меняет тембровое звучание голоса.

5.5.4. Тип гласной и способ артикуляции

В эксперименте с использованием метода анализа через синтез нами был затронут вопрос о влиянии различных гласных на регистровое звучание голоса на выходе. Однако возникает вопрос: связано ли это явление лишь с фильтрующей функцией речевого тракта или же относится и к работе голосовых складок, своеобразной для каждой фонемы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к глоттографическим исследованиям Р. Юссона (1961) и других авторов, изучавших влияние пила гласного звука на форму кривой глотто-граммы, что косвенно отражает колебательный режим голосовых складок при воспроизведении различных фонем, а также провели собственные исследования на детях по этой же методике.

Данному вопросу уделял большое внимание в своих глоттографических исследованиях тембра певческого голоса Рауль Юссон. Он показал, что на форму кривой глоттограм-мы, которая в сущности отражает изменение импеданса на уровне голосовых складок, влияет конфигурация речеобразующего тракта, своеобразная для каждой фонемы. Постепенное удлинение последнего вызывает постепенное возрастание импеданса /на голосовых складках. Этого можно достигнуть, если произвести или пропеть различные гласные в определенной последовательности: И — Э — А — О — У, т. е. от более светлого звука до более темного на одной и той же высоте. При этом всякий (раз форма кривой глоттограммы изменяется по одному и тому же закону: фаза открытия голосовой щели постепенно уменьшается, фаза закрытия — удлиняется, фаза максимального удаления — возрастает (рис. 40).

Таким образом, Р. Юссон приходит к выводу, что при пении различных гласных форма глоттограммы, отражающей эффект изменения импеданса на уровне голосовых складок, изменяется в зависимости от конфигурации речевого тракта1. Однако другие авторы — Сугимото и Хаки (1962)2 утверждают, что на форму периода глоттограммы не влияет артикуляция при произнесении различных фонем. Далее приводятся примеры глоттограмм различных гласных, произнесенных при средней интенсивности и высоте основного тона (рис. 41).

Рис. 40. Глоттограммы гласных «И»    и «У», пропетых баритоном на высоте ДО1

с одинаковым усилием (по данным Р. Юссона, 1962).

Рис. 41. Примеры глоттограмм различных речевых английских гласных, произнесенных мужчинои на средней высоте с одинаковой интенсивностью (по данным Сугимото и Хаки, 1962).

Однако приведенные примеры не могут убедить нас в справедливости выводов, сделанных авторами. Сравнив данные глоттограммы, нельзя сказать, что форма кривых остается абсолютно неизменной при произнесении различных гласных.

Следует заметить, что выводы японских авторов относятся к речевым гласным, а Р. Юосон исследовал певческие. Может быть, здесь и нет никакого противоречия?

По данным спектрального анализа, речевой сигнал по своей акустической природе более сложен по сравнению с певческим. При переходе от речевого произношения к певческому гласные нивелируются. Следовательно, если есть различия в форме глоттограмм при пении различных фонем, то эти различия тем более должны иметь место при их речевом произношении.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒