Кроме того, из курса акустики хорошо известно, что кроме двух- и трехформантных гласных существуют и одноформантные. Тогда возникает вопрос: как же артикуляционный аппарат формирует одноформатные звуки, если известно, что минимальное число резонаторных полостей равно двум? Не вдаваясь в подробности данного явления, можно заключить, что если существуют одноформантные гласные, значит, работа голосовых складок скоррелирована с типом гласного звука как при пении, так и при речевом их произношении. Нарушение такой связи неизбежно приведет к патологии голосовых складок или уже является результатом какого-либо заболевания.
Все это позволяет предположить, что различные гласные звуки, пропетые на одной высоте, по-разному влияют на степень смыкания голосовых складок, т. е. способствуют формированию различных оттенков в регистровом звучании голоса.
Так, из глотограмм, приведенных на рис. 38, видно, что гласная «И» способствует формированию более грудного оттенка в звучании голоса взрослых певцов по сравнению с гласной «У» при прочих равных условиях. Относится ли это к детям?
Чтобы ответить на этот вопрос, нами был проведен эксперимент с использованием глоттографической методики наблюдения за процессом фонации у детей младшего школьного возраста детской хоровой студии «Горнист» г. Москвы. В эксперименте участвовало 13 чел. (мальчиков и девочек) с певческим стажем от 1 до 2 лет. В экспериментальную группу были отобраны дети с естественным звучанием голоса, непринужденной манерой фонации и чистой интонацией.
В различных участках диапазона они поочередно пели гласные звуки в следующем порядке: И — Э — А — О — У. Каждый звук тянулся 2—3 с. После каждого звука возобновлялось дыхание. По условию эксперимента дети должны были петь гласные одинаковым по силе голосом.
Параллельно велась запись на магнитофон для осуществления спектрального анализа звука на выходе рта. Полученные глоттограммы были сняты на фотопленку непосредственно с экрана осциллографа. Примеры наиболее типичных глоттограмм приведены на рис. 42 для трех уровней по высоте звучания: для верхнего участка диапазона на высоте Ми2; для среднего на высоте Ля1; для нижнего на высоте До,.
В результате проведенного нами эксперимента можно отметить, что и у детей различные гласные в зависимости от высоты тона по-разному влияют на структуру глоттограммы.
В верхнем регистре при чисто фальцетном звучании можно отметить различия, но не по форме, а лишь по амплитуде: чем ближе к микстовому звучанию, тем ярче обнаруживают-
Pwc.. 42. Примеры наиболее типичных глоттограмм, полученных при пении гласных звуков в различных участках диапазона голоса детей 7—10 лет с певческим стажем года: а — в верхнем участке диапазона; 6 — в среднем участке диапазона; е — в нижнем участке диапазона, ся дифференциации в структуре глоттограмм как по амплитуде, так и по форме в зависимости от типа гласного.
В нижнем участке диапазона (рис. 42, в) на высоте Д0i по форме кривых можно сказать, что здесь преобладает мик-стовое звучание, но в одних случаях ближе к фальцетному, а в других — ближе к грудному типу. Соответственно структура глоттограмм в одних случаях ближе к синусоидальной, а в других — к прямоугольной функции. Это означает, что различные фонемы по-разному влияют на характер смыкания голосовых складок, т. е. способствуют формированию различных оттенков регистрового звучания голоса детей.