Таким образом, при всех прочих равных условиях в отношении высоты и интенсивности звука гласная «И» формирует более грудной оттенок в звучании детского голоса по сравнению с гласным «У». Этот вывод полностью совпадает с данными Р. Юосона о влиянии типа гласного на тембр певческого голоса взрослых певцов.
При рассмотрении полученных нами глоттограмм можно отметить, что в процессе каждого звука период основного тона модулирует по продолжительности с определенной закономерностью: то в сторону уменьшения, то в сторону увеличения его. По-видимому, в основе этого лежит явление слуховой корреляции по принципу обратных связей.
Кроме глоттографии для исследования интересующего нас вопроса была использована и спектрография.
Спектры различных гласных с уровня источника звука получены при помощи акустического зонда по методике, описанной выше.
Дети получили задание спеть гласные звуки в различных участках звуковысотного диапазона, стараясь сохранить силу и одинаково легкий тембр голоса.
Примеры двух типов спектрограмм для гласных «У» и «А», пропетых Леной Н. (8 лет) на трех уровнях высоты (Ми2, Ля1 и Доь приведены на рис. 43 и 44.
По данным спектрограммам можно отметить более грудной оттенок для гласной «А» по сравнению с гласной «У».
Кроме того, был сделан спектральный анализ гласных звуков и на выходе при помощи спектроанализатора типа БСК-2110. Усредненные примеры для пяти гласных, пропетых грудным голосом детьми 7—8 лет на средней высоте (Соль!), приводим в графическом изображении на рис. 45—49.
Как видно из приведенных примеров, спектрограммы звука на выходе также отражают определенную зависимость регистрового звучания голоса от типа гласной. При всех прочих равных условиях в отношении высоты и силы голоса гласные «У», «О», «А» способствуют формированию более фальцетного звучания голоса по сравнению с гласными «Э», «И». Этот вывод полностью совпадает с ранее полученными
Рис. 43. Спектрограммы с уровня голосовых складок девочки 8 лет во время пения в различных участках звуковысотного диапазона при пении гласной «У».
нами результатами эксперимента по синтезу певческих гласных при фальцете у детей.
Таким образом, для формирования звучания детского голоса, ближе к фальцетному типу, следует использовать гласные «У», «О», «А» (среди которых гласный «У» наиболее предпочтителен); ‘более грудное звучание легче сформировать на гласных «И», «Э».
Рис. 44. Спектрограммы с уровня голосовых складок девочки 8 лет во время пения гласных звуков в различных участках звуковысотного диапазона при пении гласной
«А».
Однако в литературе можно встретить иную трактовку влияния гласных на характер смыкания голосовой щели. Противоречивость суждений по данному вопросу может вызвать недоумение, если не учитывать манеру артикуляции певца.
В конфигурации речевого тракта, своеобразной для каждой фонемы, обычно выделяется два основных отдела, которые соответствуют переднему укладу артикуляционных орга-
нов (расположение губ, кончика языка) и заднему их укладу (положение гортани, глотки, мягкого нёба, корня языка).