Деятельность мускулов, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга. Жесты, которые мы невольно делаем, когда поем, говорим и даже когда думаем, помогают нам найти соответствующее слово или звук.
Разумеется, нужно обратить большое внимание на равномерное развитие влияющих друг на друга мозговой и мышечной деятельности. Исключительная забота о крепости мускулов приводит, как это было показано выдающимися физиологами, к умственной ограниченности, с другой стороны, кабинетные ученые часто бывают крайне слабы физически. Старое мудрое правило греков и римлян — mens sana in corpore sano — является коренным требованием эстетики и духовного физического благополучия.
В заключение следует упомянуть еще о вспомогательном действии АРУг на друга одновременных движений мускулов. Мы имеем в виду сов падающие (congruente) движения. Иногда нам бывает трудно делать требуемое движение одной рукой, оно гораздо лучше удается, если сделать его одновременно обеими руками (например, игра гамм). Кроме того, в иных случаях на движение руки или кисти хорошо влияет какое-нибудь предварительное движение ноги или голени. Все подобные случаи должны быть изучены.
В заключение еще раз повторим, что весь курс ритмической гимнастики мы основываем на связи между мыслью, волей и мышечной силой, эта связь должна быть ясна и преподавателю, и воспитаннику.
Воспитание в ребенке мышечного чувства следовало бы начинать с первых же лет его жизни. Мы знаем, что зрение развивается постепенно и нужен опыт для того, чтобы глаз научился правильно определять расстояние и относительную величину предметов. Такой же опыт (то есть постоянные практические упражнения) нужен нам для того, чтобы научиться видоизменять направление и силу движения мыши соответственно поставленной цели.
Противодействующие группы мускулов будут вполне подчинены нашей воле только тогда, когда мы точно будем знать, сколько энергии нужно затратить на каждое конкретное движение и в каком направлении должны работать мышцы, а такое знание возможно только при уже развитом мышечном чувстве.
Две главные ошибки в деле ритмического обучения, с которыми приходится бороться ученикам, могут быть выражены кратко словами: «слишком много» или «слишком мало». Поэтому нет лучшего средства добиться желательной степени сокращения мышц, чем упражнения на crescendo и diminuendo мышечного напряжения17. Произвольное усиление и ослабление нервной энергии, распределенное на правильные промежутки времени, прекрасно способствует развитию мышечного чувства, которое, в свою очередь, пробуждает в ребенке сознание своей физической силы. Эти упражнения аналогичны тому, что в технике пения называется portando’8.
Постепенно знакомя учеников со всеми ступенями нервного возбуждения, мы учим их распоряжаться всеми оттенками нервной энергии по своей воле.
Упражнения на crescendo и diminuendo хороши еще и для другой цели. Мы уже говорили, что нужно стремиться к исключению всех лишних сокращений мышц. С этой целью хорошо давать тем мышцам, которые невольно стремятся принять участие в данном движении, но не нужны для него, какую-нибудь другую работу. Нами выработана целая система упражнений именно для этой цели — независимости отдельных членов друг от друга (подробно она описана в пятой главе книги «Метод ритмической гимнастики»19). Упражнения делаются одновременно двумя или тремя различными членами, причем каждый из них движется в своем направлении. Таким образом развивается независимость различных мускульных групп друг от друга, что отлично влияет на усовершенствование мышечного чувства.