Национально немецкое придает «Шульверку» почвенность, но нисколько не суживает значения помещенных в нем пьес. Их можно с успехом использовать в музыкально-воспитательной работе с детьми других стран. Правда,— и это нужно подчеркнуть, тем более, что об этом говорил с нами и Орф,— в каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. К этому вопросу еще придется вернуться. А сейчас хочу лишь отметить, что на такую национальную адаптацию «Шульверка» (которая должна заключаться не столько в том, чтобы «присочинить» что-либо новое, сколько в том, чтобы «найти» это новое в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь) имеет право лишь тот творчески одаренный музыкант, кто проникнется важнейшими общими идеями, лежащими в основе музыкально-педагогической концепции Орфа, и найдет путь, ведущий к их осуществлению. Идеи эти — воспитать личность ребенка и заложить прочный фундамент подлинной музыкальности; путь этот, вернее, начало пути — ввести в мир «элементарной музыки» и побудить творчески ее познать.
Воспитать личность ребенка, воспитать человечность в маленьком развивающемся человеке! Сначала вне прямой зависимости от Орфа и его идей привлеку внимание к некоторым хорошо известным сторонам этой проблемы. Один из принципиальных недостатков воспитания — вера в магическую силу логических поучений и велений, которые обрушиваются на воспитуемого с разных сторон,— из уст педагога, со страниц детских изданий, из репродуктора, поучений и велений, которые нужно, мол, воспринять, вобрать в себя, усвоить, «проглотить» для того, чтобы стать достойным членом общества. Акцент я хочу сделать вот на чем: сравнительно редко задумываются над эмоциональной стороной дела, над личным переживанием, и если воспитуемый не поддается воздействию, то… усиливают поток информационных сведений и нравоучений, забывая, что самое правильное, ценное и дорогое, облаченное в назойливо стандартную форму, способно вызвать внутреннее сопротивление и привести к результату обратному, тому, какой был задуман.
Сколько бы «верных» слов мы ни говорили, скажем, в защиту тезиса «Моцарт и Пушкин — великие художники», этого может оказаться недостаточным, чтобы вызвать любовь к их творчеству и радость, доставляемую этой любовью. Как добиться желаемого? Воспитанием чувств ребенка, а одной из могущественных форм такого воспитания является эстетическое воспитание, предполагающее возникновение своего личного отношения к Пушкину или Моцарту, того личного, только ему одному присущему отношения, которое в конечном итоге ведет к формированию личности.
Я написал эти строки и, сделав перерыв, обратился к только что принесенному номеру «Правды». Какое совпадение! Я прочитал здесь, к своему удовлетворению, варианты тех мыслей, которые неоднократно высказывал в печати и о части которых только что напомнил. И. Кошелева, по-видимому, педагог из Белгорода, пишет: «Взять к примеру эстетическое воспитание. Формально оно во всех школах «поставлено» прочно. Но присмотримся, как подчас на деле ребятам прививается одно из самых облагораживающих человека чувств — чувство прекрасного. Основной упор при этом нередко делается не на повседневную, кропотливую работу с детьми в школе или семье, а на смотры всякого рода. Занять первые места в смотре художественной самодеятельности — значит обеспечить школе высокую оценку системы эстетической работы. А есть ли она, система? Ведь музыканта нашли за месяц до смотра. Ведь ребят этот месяц оставляли на репетиции каждый день после уроков, а усталые учителя на них покрикивали… И все забывали, что танец — полет души. Танец — самовыражение. Источник чувств. Чувства эти как-то «отделились» от ребят. .. На смену ему пришло очень рассудочное —«станцевать, потому что надо». И ребенок уже не нагружает свое сердце эмоциями во время «мероприятия». Между тем детство — именно то время, когда человеку, как никогда, необходим час тишины, доброго одиночества. Чтобы внимательно рассмотреть травинку. Снова и снова прочитать стихотворение, открыв вдруг его удивительную музыку. Или пережить ссору с другом. Пережить, почувствовать наедине с собой…» 1