прекратится ее колебание и звук будет притуплен. Пластинку надо ударять посередине. Для того чтобы понять нужный для удара прием, следует представить себе свободное «лётное» движение-взмах руки и кисти. Вначале следует упражняться в одновременном ударе обеих рук (при этом надо обратить внимание на одинаковый по высоте взмах обеих рук), затем — каждой рукой отдельно и в заключение — попеременно, чередуя равномерные удары обеих рук. Чередующиеся удары рук (левой — правой) должны оставаться основным способом зву-коизвлечения и при исполнении мелодии. Далее мы покажем, что бурдоны и остинатные фигуры в пьесах и упражнениях предоставляют достаточные возможности для того, чтобы тренироваться и совершенствовать технику игры на ксилофонах.
Наряду с обычным попеременным ударом каждой палочкой может быть применен и двойной удар каждой рукой, так называемый вилкообразный удар (см. фото на стр. 80). Для этой цели берут две палочки в одну руку наподобие вилки и зажимают указательный палец (а для больших интервалов — и средний) между ручками; их концы упираются в самую середину ладони и удерживаются остальными пальцами столь крепко, чтобы не мог произойти нежелательный шум от соприкасающихся ручек. Перед ударом устанавливают головки палочек на желаемом расстоянии. При этом способе удара нужно с особым вниманием следить за тем, чтобы не перенапрягать руку и кисть (это может произойти из-за необходимости крепко держать палочки). Вилкообразным ударом двух рук (следовательно, четырьмя палочками) один играющий может исполнить четырехзвучный аккорд. К вилкообразному удару можно обращаться лишь тогда, когда обычное звукоиз-влечение не представляет трудностей для учащихся.
Тренироваться же в перекрещивающемся ударе, как называют удар левой над правой и наоборот, можно и на начальном этапе занятий, так как благодаря этому вырабатывается независимость рук. Легче всего выполнить перекрещивающийся удар тогда, когда одна рука повторяет тот же звук в середине инструмента, а другая — извлекает то нижний, то верхний звук (слева и справа от повторяющегося тона) большей ритмической длительности. Для таких и подобного рода упражнений мы найдем в «Шульверке» достаточно материала среди пьес с бурдонами и остинатными фигурами. При перекрещивающемся ударе следует избегать соприкосновения одной палочки с другой. Рекомендуется при таком ударе держать палочки почти параллельно друг другу (под правильным углом по отношению к звучащим пластинкам). Сами палочки ни в коем случае не должны прикасаться к звучащим пластинкам (если правильно их держать, этого не произойдет).
Наконец, могут быть использованы и другие звуковые эффекты, которыми, однако, ни в коем случае не следует злоупотреблять: глиссандо, при котором одной палочкой проводят по ряду пластинок, а другая, которая не выполняет глиссандо, отмечает начало и конец (без всякой паузы между глиссандо и ударом); поперечный удар на глокеншпилях — легкий удар одной или двумя поставленными на ребро пластинками (на ксилофонах и металлофонах такой удар не применяется); тремоло (дробь) на одной пластинке — путем быстро следующих друг за другом ударов палочек, удерживаемых в обеих руках (сначала следует тренироваться в медленном темпе). Исполняя глиссандо, палочку следует держать свободно и легко, а запястье не зажимать и тем самым возможно меньше противодействовать скольжению. И при тремолировании следует использовать своеобразный эффект, связанный с эластичностью пластинок (не переставая при этом контролировать свое исполнение).