Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.50

Сопровождающие ритмы также можно подготовить с помощью подходящих слов. Подспорьем для изучения простых форм дробления длительностей могут служить различные слова, которые в должном ритме произносятся, сначала последовательно, одно за другим; затем различные фигуры разделяются между группами учащихся, которые произносят их одновременно; таким образом, создается так называемая «комплементарная ритмика» (дополняющая ритмика):

Все эти ритмы выполняются в хлопках или притопах вместе с произнесением текста, а в конечном счете — без текста. Распределение заданий между учащимися следует менять, чтобы все дети освоили все ритмические варианты.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ РИТМИЧЕСКИХ ФИГУР НА МАЛЕНЬКИЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

После того как различные ритмические фигуры освоены в речевых упражнениях, хлопках, притопах, шлепках (для обогащения нашей пока еще бедной звуковой палитры позволительно использовать также умение отдельных ребят щелкать пальцами), можно начать перенос этих ритмов на различные инструменты. Знакомые уже слова помогают ученикам понять, какую из выученных ритмических фигур надо воспроизвести. Учитель говорит: «На деревянном барабане простучи: „липа»»; или «Пусть трещотка воспроизведет первый слог слова ,,сосенка“». Такие и аналогичные приемы освобождают учителя от подробных объяснений или показа той или иной ритмической фигуры. Столь же ненужным становится высчитывание и счет, так как живой речевой ритм ведет к тому же самому, но не влечет за собой механического метризирования музыкальной речи.

Без труда прорабатываются синкопированные образования: например, перед учениками, исполняющими ритмическую фигуру «Ар-fel-baum» («Я-бло-ня»), ставится новая задача — отметить ударом только последний слог, а на двух первых — промолчать. Дети внутренне прочувствуют (произнесут про себя) первую часть такта и переживут, таким образом, самую сущность синкопы — перенос тяжести на слабую часть такта.

Такой прием — оставление пробела в ранее сыгранных частях такта — мы затем расширяем и распространяем на область формы (и ритма в широком смысле этого слова), оставляя незаполненными и большие части. Примером может служить паузирование группы инструментов или одного инструмента на протяжении какого-то раздела формы. Достаточно, чтобы удар треугольника падал, скажем, только на начало такого раздела, в то время как раньше ударом треугольника отмечался, допустим, каждый такт. Если прежде ученик играл свой сопровождающий ритм непрерывно на протяжении всей пьесы, то и при паузировании он будет все время соучаствовать в исполнении; ритм, который он себе представляет, останется непрерывным, но в определенных местах этот ритмический рисунок проявится в реальном звучании. Паузы в этом случае будут восприниматься не как «прекращение музыки», а как «ритмизованное молчание», во время которого пульсация музыки не приостанавливается.

При совместной игре трудно бывает вначале соблюдать устойчивость темпа. Действенное средство, которое способно уберечь от столь опасных «убеганий» и «отставаний» отдельных учеников или целой группы,— дирижирование: дети поочередно дирижируют музицирующей группой.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒