Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.51

ВВЕДЕНИЕ ШТАБШПИЛЕЙ

Одновременно со включением маленьких ударных инструментов можно ввести в аккомпанемент и штабшпили, на которых сначала должна звучать только тоника и квинта. В исполнении мелодии, звуки которой уже раньше были найдены и сыграны (терцовая попевка зова), могут соучаствовать другие инструменты. Неизменную басовую квинту называют бурдоном. Бурдон — простейшая звуковая опора любой пяти-ступенной мелодии. Его спокойствие и устойчивость противопоставляются мелодическому движению и вместе с тем стимулируют формирование мелодии. Поэтому бурдон кладется в основе всех импровизационных упражнений. Из простого бурдона развиваются ритмически фигурированный, затем «блуждающий бурдон», а из него — остинатные фигуры.

При «блуждающем бурдоне» происходит следующее: либо один из звуков квинты движется шагами или небольшими скачками вверх или вниз, образуя орнаментальные фигуры; либо оба звука квинтового интервала благодаря параллельному или противоположному движению опеваются одновременно. Но при этом квинтовое звучание — элементарный гармонический фундамент,— несмотря на эти оплетения, должно быть все время явственно слышно. Примеры простого и «блуждающего бурдона» — сначала в четном, а затем и в нечетном размере,— можно найти на страницах I тома «Шульверка» («Остинатные упражнения для штабшпилей»).

Вот несколько примеров таких упражнений:

Если украшения и оплетения приобретают значение самостоятельных фигур, то мы говорим уже не о бурдоне, а о Basso ostinato, или, коротко, об ostinato.1 Переход от блуждающего бурдона к остинатным фигурам едва заметен, и поэтому точно установить границу между ними нелегко. Квинта Как таковая не всегда должна обнаруживаться: ее может заменить обращенный интервал — кварта.

В качестве первых аккомпанирующих фигур мы используем простые бурдоны: аккомпанирующие ритмы, подготовленные речевыми упражнениями («липа» или «елочка»), выполняются теперь в квинтовом звучании. Лишь тогда, когда в совместной игре эта задача будет решена без особых трудностей и без нарушений темпа, можно перейти к более сложным аккомпанирующим фигурам, как, скажем, в партии ксилофонов в следующем примере:

Варианты могут быть исполнены также одновременно. В помещаемом ниже примере — дальнейшее усложнение (октавные прыжки у альтовых глокеншпилей, двузвучия у альтового ксилофона):

Приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей; каждый из примеров может быть упрощен или усложнен. Следует еще указать на то, что в пятиступенном звукоряде и в сфере бурдонного и остинатного сопровождений могут возникнуть звуковые «шероховатости» и параллельное движение между фигурами аккомпанемента и мелодией; это не только не противоречит стилю, но, напротив, составляет своеобразие такого изложения и придает ему необходимую остроту и напряженность. Слух следует приучить реагировать на тонкости и красочные различия этого вида изложения. Таким путем будет преодолена та нелепая точка зрения (она возникла из-за недостаточной тонкости слуховых различительных способностей), согласно которой все пьесы в пятиступенном звукоряде лишены интонационной напряженности и в конечном счете похожи одна на другую.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒