Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.53

Само собой разумеется, что и эти пьесы следует рассматривать как примеры и модели, указывающие учителю путь для самостоятельных поисков и проб.

Построение ритмико-мелодических упражнений (во второй части I тома «Шульверка») основано на принципе, который был уже разъяснен: начинают с речевых упражнений, затем после «попевки зова» и простых бурдонов переходят к ритмической игре в «эхо»,

к ритмам для хлопков, для сочинения на их основе мелодий

и к ритмам для подтекстовок; после всего этого обращаются к первым упражнениям, в которых заданный ритм

или мелодия ведутся учениками дальше и заканчиваются и, наконец,— к самостоятельным творческим упражнениям.

С речевыми упражнениями мы уже встречались. Они усложняются, и теперь ритмизуются уже не только отдельные слова, но предложения и поговорки. Особенно полезны речевые каноны, воспитывающие переживание и понимание дополнительной («комплементарной») ритмики в двухголосном изложении. Вот один из примеров таких канонов:

Различные поговорки или словесные сочетания можно также комбинировать в виде своеобразной ритмической полифонии (одновременно говорить и хлопать). К примеру комбинируются две поговорки, из которых одна начинается с сильной доли такта, а другая — из-за такта:

При этом надо опять-таки следить за соблюдением темпа, если не предусмотрено его изменение (ускорение или замедление).

РИТМИЗАЦИЯ ЗАДАННЫХ ТЕКСТОВ

Задачи, поставленные в связи с речевыми упражнениями, заключают в себе и творческие моменты. Приведенные в «Шульверке» поговорки предоставляют возможности для разной ритмизации, и эти разные ритмические решения надо искать. При этом произнесение слов не должно противоречить естественной ритмо-декламации. К примеру, словосочетание:

Булочка

Плюшечка

Слоечка

Пышечка

Бублик

Ситник может быть среди прочего ритмизовано так:

Так можно проработать различные поговорки, считалки, дразнилки, словесные сочетания и т. п. Если один из учеников нашел какое-либо ритмическое решение, все остальные должны тотчас же подхватить этот ритм и проговорить его. Ритмическая поговорка может быть затем спета в двух-, трех-, а затем и в пятиступенном звукоряде. Наряду с речевыми упражнениями следует и без слов (в хлопках, притопах, шлепках) ритмизировать заданные тексты; в представлении слова должны, конечно, звучать, в исполнении же проявляться только как ритмы хлопков, притопов и шлепков. Таким путем постепенно приобретается большая свобода в обращении с элементами и средствами импровизации.

ИГРА В «ЭХО»

Игра в «эхо» (повторение заданного ритма) должна пониматься не как подражание, а как подхватывание и продолжение начатого ритма, который утверждается в изначальной форме творчества — в повторении. Нельзя поэтому допускать никакой остановки или паузы для размышления между показом хлопков и их повторением. Рекомендуется и ученикам дать возможность задавать хлопками ритм с тем, чтобы подготовить свободную импровизацию в форме упражнений, в которых к заданному ритму сочиняется продолжение (в данном случае педагог и ученик меняются ролями: ученик прохлопывает первую, нуждающуюся в продолжении половину, педагог— отвечает).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒