МЕЛОДИЗАЦИЯ ЗАДАННЫХ РИТМОВ
Другой вид упражнений — на заданные ритмы построить мелодии (см. приведенный нотный пример 29) или подтексто-вывать эти ритмы. Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и одновременно может рассматриваться как упражнение на речевое творчество. По поводу сочинения мелодий на заданные ритмы следует сделать одно замечание: объем мелодий должен быть сначала ограничен (до сексты);
для этого на штабшпилях следует вынуть сверху и снизу пластинки. На страницах «Шульверка» имеются модели для такой работы — модели, построенные на четных и нечетных тактах, на усложненных (пунктирных) ритмах. Хорошим примером на пунктирный ритм, акцентированные паузы и асимметричные периоды (трехтактовые группы) является следующее словосочетание:
Так незаметно и всегда на основе речевых ритмов перед учащимися раскрывается — без счета и абстрактных объяснений — богатство метро-ритмических форм. И фигуры сопровождения развиваются из остинатных ритмических упражнений. Вот образцы таких аккомпанирующих ритмов:
Такого рода примеры также должны стать толчком для самостоятельных поисков. Импровизация, опирающаяся на остинатные фигуры, является к тому же подготовительным упражнением к ритмической импровизации в форме рондо, о чем речь пойдет дальше.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАДАННОГО РИТМА («РИТМИЧЕСКИЕ ДОПОЛНЕНИЯ»)
Такие упражнения могут быть подготовлены следующим образом: знакомую уже двухчастную песню учитель поет до середины, а ученики по памяти продолжают и заканчивают ее. «Ритмическое дополнение» должно плавно продолжить начатое и вытекать из ритмики целого, о чем мы уже говорили в разделе «игра в эхо». Такая игра в вопрос и ответ на материале знакомых уже мелодий может проводиться и на одних инструментах; в ней могут попеременно участвовать отдельные группы учеников. После таких упражнений переходят к новой форме игры в вопросы и ответы — отвечают экспромтом; и тут лучше всего опереться на речевые упражнения. Формулируется вопрос (в ритмизованной речевой интонации), а отдельные ученики должны в соответствующей форме ответить. Можно заранее дать текст ответа для того, чтобы сконцентрировать внимание учеников на ритмическом компоненте. Например:
В приведенном примере даны два разных решения. После некоторой тренировки в «ритмических дополнениях» решения такого рода могут быть объяснены ученикам как два возможных типа двухчастной формы и перед ними могут быть поставлены специальные задания: в первом случае подхватывается начальный мотив первого предложения, а последующее окончание замыкает открытую первую часть (см. первый вариант ответа в примере 36); во втором случае подхватывается конец вступительного предложения, и его мотивная структура продолжается, что создает арку между началом вопроса и концом ответа. Аналогичным образом можно первое и второе предложения удлинить вдвое (по 4 такта каждое). Структура первого предложения может повлечь за собой одно из следующих возможных продолжений: если ее начальный мотив очень пластичен, во втором предложении потребуются повторение или варианты; открытая же и текучая ритмика приведут к непосредственному окончанию. Однако во многих случаях возможны оба решения; истолкование первого предложения должно быть тогда предоставлено импровизирующему ученику.