Изучив на основе этого упражнения характерные различия, присущие восприятию отдельных учеников, воспитатель получает возможность прийти к важным заключениям: определить, каковы их индивидуальные особенности в постижении формы. В этих маленьких упражнениях на формообразование мы уже находим зачатки куплетных форм, форм рондо, а также тех форм, которые построены на основе развития материала. Необходимо, чтобы все дети учились пользоваться обоими видами
«ритмических дополнений», учились именно тогда, когда начинают проявляться их характерные индивидуальные особенности. Ибо своеобразие не должно вести к ограничению работы на определенных задачах; напротив, следует овладеть «чуждым» и научиться его ценить. Настоящее своеобразие проявляется и укрепляется в столкновении с «чуждым» и непривычным.
На вопрос о том, возможны ли еще и другие типичные варианты для «ритмических дополнений» (скажем, путем продолжения, основанного на совершенно новых мотивах), следует ответить (если иметь в виду элементарную двухчастность или двучленность) отрицательно. Продолжение, использующее новые мотивы, можно рассматривать либо как полярную противоположность первому предложению,— и тогда это продолжение вместе с начальным предложением представит собой незамкнутую (открытую) часть формы, которую опять-таки придется продолжить или дополнить,— либо как последовательность двух частей, друг с другом не связанных. Оба решения неудовлетворительны, так как они не отвечают поставленной задаче — вторым продолжением замкнуть форму.
Путем внимательного прослушивания и последующей беседы надо добиться того, чтобы всей группе (классу), а не только ученику, непосредственно выполняющему задание, стало понятным, почему то или иное решение оказалось неудачным. При этом нет нужды обращаться к каким-либо теоретическим разборам; нужны только слуховые упражнения, задача которых — пробудить чувство формы и ощущение уравновешенности ее частей. Упражнения на «ритмические дополнения» являются одновременно и слуховыми упражнениями, если проводить их описанным способом. Упоминавшееся уже «обращенное» выполнение заданий — ученик придумывает первое предложение, а учитель или другой ученик сочиняет «ритмическое дополнение» — можно рекомендовать и в данном случае.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАДАННОЙ МЕЛОДИИ
(«МЕЛОДИЧЕСКИЕ ДОПОЛНЕНИЯ»)
От «игры в эхо» и «ритмических дополнений» (напомним, что вначале они проводятся со словами, а затем без текста в виде хлопков или ударов на ударных инструментах) ведет прямая дорога к мелодизированной «игре в эхо» и к упражнениям на «мелодические дополнения», выполняемым на штаб-шпилях. Уже при построении мелодий на заданный ритм дети обучались образовывать маленькие мелодические арки. Теперь же, одновременно с ритмом нужно найти и звуковысотную линию, то есть закончить построение в характере начального предложения.
Вот два таких примера:
Возникающая сначала неуверенность и на этот раз может быть устранена, если ограничить звукоряд (отметив начальный и заключительный тоны). В дальнейшем же эти ограничительные звуки могут быть выбраны свободно. Иные случайно возникающие «вольности» — сокращения или удлинения заключительных предложений по сравнению с первыми, внезапные заключения не на тех звуках, которые ожидались,— не должны сразу же рассматриваться как яркое проявление творческих данных. Переоценка детских способностей также может привести к неверным педагогическим диагнозам, что столь же рискованно, как и другая крайность — недооценка или пренебрежение к детскому творчеству. Первые попытки ученика импровизировать, кажущиеся свободными, очень часто обусловлены его первоначальной неуверенностью или вызваны недостатками памяти: услышанное частично забывается или усваивается поверхностно, а это нарушает все связи, и ученик начинает «плавать». Подлинное и естественное преодоление двух-, четырех- и восьмитактовой симметрии, с которым мы встретились в ритмизованном тексте «Сашенька, дай нам дудочку» («Christian, bring den Bumerang») обусловлено не ошибками и нарушениями, а той радостью, которую вызывает динамика изменяющихся ритмических жестов и которая проявляется во всех танцах с переменным размером. Другим источником асимметричных построений является свободно льющаяся мелодия, которая не знает ни вертикальных акцентов, ни точного метрического членения длительностей. Примером может служить швейцарская песня «Солнце»: 1