Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.58

МЕЛОДИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ В ФОРМЕ РОНДО

Ритмическое рондо может быть сочинено независимо от мелодических и гармонических соотношений, так как временные построения можно создать одними шумовыми и звуковыми (без определенной высоты) красками; но мелодическое рондо без ритмической организации немыслимо. Название «мелодическое рондо» служит, таким образом, лишь для того, чтобы отличить его от «ритмического рондо», но вовсе не имеет в виду отделить мелодическое начало от ритмического.

Пятиступенный звукоряд без полутонов — хорошая основа и для мелодической импровизации в форме рондо. В качестве темы может быть использована любая песня в пятиступенном звукоряде, которую раньше ученики пели или играли. Конечно, темой для рондо могут стать мелодизированные поговорки. Например, в «Шульверке» имеется образец такого мелодического рондо: 1

Вторая строка вокальной партии — текст заключительного куплета.

Тема не всегда должна быть заранее мелодически зафиксирован;*: она может импровизироваться на заданный ритм всем составом (tulti); отличие темы от куплета скажется сначала лишь в смене tutti и solo (и в том и другом случае импровизируются пятиступенные мелодии). Молено, например, начать со следующего упражнения: все инструменты играют в пятиступенном звукоряде на любой высоте знакомый уже ритм («Всяк играет и поет»). Хотя каждый участник исполняет собственную мелодию, в совместной игре создается, конечно, ритмизованное пятитоновое звучание, если одна из мелодий не выдвинется случайно на первый план. Дифференциация частей формы может быть достигнута при помощи разной инструментовки (например, металлофоны вступают лишь во втором разделе), различных сопровождающих ритмов и т. п. Куплеты исполняются в этом случае «солистами» или солирующими группами, которые попросту еще раз играют свою мелодию (или новую); она может теперь прозвучать безо всякого сопровождения или под аккомпанемент небольшого состава инструментов. Как в «ритмическом рондо», так и в куплетах «мелодического рондо» может быть использована диалогическая структура. О распределении ролей можно договориться заранее (кто сыграет вопрос, а кто — ответ).

К импровизации куплетов (и к исполнению темы рондо) могут быть привлечены наряду со штабшпилями все имеющиеся мелодические инструменты. Исполнители должны лишь приноровиться к пятиступенному звукоряду и, стало быть, пропускать в мажорном семиступенном звукоряде IV и VII ступени выбранной тональности (отличное упражнение!).

Внимательный педагог-музыкант не пройдет мимо того, что различные формы рондо в основе своей соответствуют структуре Concerto grosso с характерной для него сменой tutti (Concerto) и solo (Concertino). После изучения простых реприз-ных форм и после музицирования в форме рондо можно и должно использовать благоприятный повод и разъяснить ученикам, приведя соответствующие примеры из музыкальной литературы, наиболее простые вопросы из области музыкальных форм и стилей, само собой разумеется, если возраст позволяет им все это осознать. Тот, кто сам музицировал и участвовал в импровизации таких форм, и как слушатель легче найдет путь к пониманию выдающихся произведений искусства, написанных на основе такого рода типичных структур.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒