Звук определенной высоты, на котором произносится речитатив, объединяет разделы формы; от него можно временно отойти только в связи с проходящими интонационными отклонениями, а изменять — лишь по окончании какого-то раздела. Только при мелодически гибкой ритмике, которую в этом случае нельзя уже рассматривать как речитатив (см. пример 69—70), речитативный тон становится основой развивающегося дальше мелодического построения. Можно широко использовать сочетание метрически связанных и свободных ритмов, чередуя речитатив, пение и игру: игры и танцы, объединенные в более крупные формы, предоставляют прекрасные возможности для музицирования. Побудить к этому могут сказочные изречения и сказочные игровые сцены, помещенные в IV томе «Шульверка». В примечаниях к ним привлекается внимание, с одной стороны, к тому, какое значение приобретает соотношение слова и звучания, а с другой — к внутренней связи инструментария, используемого в «Шульверке», с миром кукольного театра. Не следует забывать о нашем требовании: с осторожностью применять звуковые средства, ибо в противном случае исчезнет волшебство звуковых красок. Приведенные в «Шульверке» примеры служат моделями. Отдельные сцены могут быть объединены и стать «картинами», «актами» и даже целыми сказочными постановками. Вряд ли следует напоминать, что и здесь следует использовать материал предыдущих томов.
Особое внимание надо обратить на примечания Орфа об использовании минорного пятиступенного звукоряда:
«Наряду с упражнениями в различных минорных ладах следует музицировать и импровизировать в пятиступенном звукоряде минорного наклонения. Ostinati бурдонного характера и здесь могут стать основой сопровождения:
Начинать эти импровизации следует обязательно на штаб-шпилях с соответствующими пластинками. Лишь тогда, когда музицирующие настолько освоятся с этим звукорядом, что «соскальзывание» за пределы лада станет невозможным, можно начать вокальную импровизацию.
Относительно легкая импровизация одного голоса (в том числе и на инструменте) может быть довольно быстро обогащена путем присоединения новых голосов. При этом каждому голосу следует поручать особую задачу (длинные выдержанные ноты, повторение звуков, особая мелодическая подвижность и др.) для того, чтобы не возникло никакого звукового хаоса (это легко может случиться, если происходит совершенно свободная «импровизация для себя самого»). Вслушивание в то, что происходит в других голосах, открывает новые импровизационные возможности, в том числе и имитацию. При всей свободе в частностях импровизация должна быть облечена в определенную форму. Очень важно сохранить в этих импровизационных упражнениях руководящую роль ведущего голоса, который регулирует также динамические градации»:
Ни на одной стадии музыкального обучения изученное ранее не может считаться полностью исчерпанным. Все пройденное содержится в новом, и к нему, к пройденному, следует обязательно возвращаться на последующем этапе.
ДОМИНАНТЫ В МИНОРЕ
В V томе «Шульверка» вводятся доминанты минорной диатоники; а сверх того — новые ритмико-мелодические и речевые упражнения. Необходимо обратить внимание на то, что эти упражнения связаны с основополагающими упражнениями, помещенными в I томе, и являются их продолжением и дополнением.