Итак, в прошлом уроке вы узнали, как нужно правильно ухаживать за ногтями. Теперь настало время эти правила применить на практике. Мы изучим 2 вида арпеджио (перебор), правильное звукоизвлечение, а также выучим ноты открытых (то есть не прижатых) струн. Тем, кому лень учить ноты, помогут табулатуры.
Мы ещё не разобрались в кое-каких моментах относительно нотного стана, поэтому сейчас разберёмся. Смотрим на уже знакомую картинку:
В случае, когда вы смотрите на табулатуру (она сверху), её основу составляют гитарные струны, вверху — самая тонкая, внизу — самая толстая. Это вы уже знаете. Иначе дело обстоит с нотами. Горизонтальные полоски на нотном стане — это не струны, а условные полоски, принятые в качестве стандарта. Их 5 штук.
В природе существует огромное количество звуков различного диапазона. Дело в том, что в музыке принято делить все звуки, которые слышит человеческое ухо, по высоте. При этом между каждым звуком имеется строгое расстояние. Так уж получилось, что наше ухо качественно воспринимает звуки именно при таком расстоянии между ними. Расстояние это называется «тон». Для того, чтобы это понять, представьте себе, что вы изучаете геометрию. Вам говорят: «Расстояние между точкой А и точкой Б равно 1 метр, расстояние между точкой Б и точкой В равно тоже 1 метр, расстояние между точкой В и точкой Г равно 0,5 метра». Здесь вам всё понятно. Посмотрите на простой рисунок:
Теперь мы заменим буквы на ноты (напишем все ноты), а расстояния обозначим: 1 метр = 1 тон:
Эти расстояния вы должны знать «как 2х2». Движемся дальше. То, что вы видите на рисунке — это основные ноты. Кроме них ещё есть альтерированные — это основные ноты, изменённые на половину тона. Если вы ноту повышаете на половину тона, то получаете ноту «диез» — «#», если понижаете, получите «бемоль» — «b». Как вы видите на рисунке, расстояние между некоторыми нотами уже равняется 1/2 тона, а значит и альтерированной ноты между ними нет. Эти ноты: МИ-ФА и СИ-ДО. Не бывает МИ диез, ФА бемоль, СИ диез и ДО бемоль. Точнее было бы сказать, что МИ диез — это уже есть фактически нота ФА, но говорить «МИ диез» некорректно. Как вы можете догадаться, «диез» предыдущей ноты = «бемоль» следующей ноты. То есть нота «ДО диез» = ноте «РЕ бемоль». Для усвоения вот вам рисунок:
Итак, мы с вами усвоили очень важную теорию, теперь ещё разберёмся с нотным станом. Ноты на нём записываются либо между горизонтальными чертами, либо на них. Но как же узнать, где какая нота записана? Отправной точкой для отсчёта является нота, обозначенная ключом (в данном случае — скрипичным). Вы из предыдущих уроков должны знать, что скрипичный ключ показывает положение ноты СОЛЬ, а именно — на второй снизу полоске нотного стана. От неё мы отталкиваемся и находим другие ноты. Каждая следующая ОСНОВНАЯ нота располагается выше на 1 ступеньку, каждая ступенька — это либо горизонтальная полоса, либо промежуток между полос.
Чтобы стало понятней, смотрим рисунок (только на ноты, не на табы):
Самая первая нота (самая левая) — это нота ДО. Следующая ОСНОВНАЯ нота должна быть на ступеньку выше, значит дальше идёт нота РЕ, которая располагается на горизонтальной черте. Дальше снова нота прыгает на ступеньку — между полосами, и это будет следующая после РЕ — нота МИ. Дальше идёт нота ФА. Не смотря на то, что между МИ и ФА расстояние в 1/2 тона, нота ФА всё равно запишется на следующей ступеньке, потому что это основная нота. Ну и так далее.
А вот как записываются альтерированные ноты (на примере диез):
Здесь мы видим ноты: ДО — До диез, РЕ — РЕ диез, МИ — ФА, ФА диез — СОЛЬ. Обратите внимание на то, что нет ноты МИ диез, потому что расстояние между МИ и ФА 1/2 тона. Если с первого раза непонятно, перечитайте ещё раз, это на самом деле наипростейшие понятия нотной грамоты, и я считаю, что их обязан знать каждый уважающий себя гитарист. Дальше будем учить ноты открытых струн. Струна называется открытой, если она не прижата ни на одном ладу. Знать ноты открытых струн вы просто обязаны, и сложного ничего в этом нет, на самом деле всё быстро запоминается. Изучение нот мы совместим с изучением и отработкой арпеджио (перебор), поэтому вам будет не скучно их учить.
Посмотрите на рисунок (не пугайтесь):
Как вы видите, вверху, на табулатуре везде стоят нолики — это означает, что струны не прижимаются. Внизу нарисованы ноты, соответствующие неприжатым струнам. Пытаться просто запоминать расположение нот на нотном стане — пустое и неблагодарное дело, хотя многие преподаватели натаскивают своих учеников именно на такое действие. Я шёл по другому пути (да и многие тоже), и никогда не сидел, вглядываясь в нотный стан и стараясь запомнить положение на нём нот. Чтобы запомнить ноты, надо просто как можно больше по ним играть, сидеть и самому разбираться где какая нота. Так вы будете: 1) Учить что-то новое; 2) Развивать технику; 3) Запоминать ноты. А что вы получите, если будете просто учить ноты, глядя в нотный стан? Вот что: 1) Запомните ноты весьма сомнительно (всё равно что учиться теоретически ездаить на автомобиле, а потом всё равно всё забыть, сев за руль). Получается 3 пункта против 1. Итак, от вас требуется запомнить, какие ноты каким открытым струнам соответствуют (я имею ввиду не расположение их на нотном стане, а названия нот, то есть вы должны знать наизусть, что 4я струна — это РЕ, 5я — ЛЯ и т.д.) Вы просто обязаны это выучить. Кроме того, каждой ноте соответствуют свои буквы, и вы их тоже обязаны знать (по ним ещё обозначают аккорды, хотя бы поэтому это должно быть для вас важно): C — ДО D — РЕ E — МИ F — ФА G — СОЛЬ A — ЛЯ H — СИ (бывает что обозначают B, но чаще всё же H) Это на самом деле совсем просто, надо только немного напрячься. Что касается положения нот открытых струн на нотном стане — их естественно тоже надо будет знать в будущем. Пока что я рекомендую вам выучить только некоторые из них — те, которые проще всего запомнить, а именно: 1) Первая струна нота МИ — между самой верхней полоской нотного стана и второй сверху; 2) Третья струна нота СОЛЬ — она там же, где скрипичный ключ, а мы знаем, что он как раз и показывает положение ноты СОЛЬ; 3) Четвёртая струна нота РЕ — она под самой нижней длинной горизонтальной полоской нотного стана. Эти 3 ноты всегда лучше всего запоминаются, другие посложнее, но знать в итоге вы будете их обязаны (в будущем). Ну а теперь хватит уже вас грузить нотами, перейдём наконец к практике. То, что будет изложено дальше, это по сути самое главное в технике игры, если сравнить с домом, то это — фундамент. Как известно, если фундамент у дома неважный, то и сам дом со временем придёт в негодность. Поэтому если вы сейчас упустите этот момент, возможно, вам в будущем придётся переучиваться чуть ли не с самого начала, как это делал я в своё время. Поверьте, приятного очень мало. Тот способ, который мы будем учить, называется «контактный способ игры». Ну, название я написал от себя, это лишь способ обозначить этот вид игры, а так — называйте как хотите, можно назвать «способ с проедварительной подготовкой пальцев» и т.д., кто во что горазд, так и можно называть. Суть способа в том, что перед тем, как извлечь звук, палец правой руки ставится заранее на струну ногтем. Тем местом ногтя, которое выступает за подушечку пальца. Именно для этого следует отращивать ногти на правой руке и правильно ухаживать за ними (смотрите урок про ногти).
Чтобы вы поняли, давайте сразу рассмотрим 3 самых распространённых и простых вида арпеджио (по простому — «перебор струн»). В процессе их изучения я буду писать об особенностях «контактной игры». Только отнеситесь серьёзно к этому уроку, вы даже не представляете себе, насколько это важно. И ещё — вы должны знать классическую посадку и положение правой руки. Хотя кому хочется — может сесть и в положение «гитара на правую ногу».
Первый вид арпеджио:
Буквально так: удар по басовой струне большим пальцем, затем 3я струна указательным, вторая струна средним, первая струна безымянным, вторая струна средним, 3я струна указательным. А теперь — как правильно это сыграть. Сначала рассмотрим движение только одного пальца. Допустим, это будет указательный палец. Итак, ставите его на струну ногтем (плотно касаясь струны). Далее — звукоизвлечение — это толчок ногтем струны, делаем это, палец после этого оказывается как бы за струной. Затем идёт принципиально важный момент — палец обязан вернуться назад, как бы отпружинить, но на струну он уже НЕ СТАВИТСЯ (если только снова не надо сыграть эту же струну). Палец должен остаться рядом со струной, готовый в любой момент снова коснуться её ногтем. Внимание! Палец должен вернуться назад, и ни в коем случае не может оставаться под ладошкойза струной! Я подчёркиваю этот момент, потому что вам придётся проявить изрядное терпение и буквально заставлять ваш палец возвращаться назад! Поверьте, если вы этот момент упустите, это испортит вам всю вашу будущую гитарную жизнь!
Давайте рассмотрим 2 варианта: правильный и неправильный на примере одного пальца. Смотрите видео:
На неправильном варианте палец не возвращается обратно, а остаётся где-то под ладошкой. На правильном — возвращается в положение над струной, но не касается её. Указательный палец был взят только для примера, а вообще правильно распространяется на все пальцы без исключения. Скажу вам, что труднее всего заставить возвращаться безымянный палец. Усвойте всё вышеизложенное очень хорошо, иначе потом могут быть большие неприятности. Вернёмся к арпеджио. Для всех пальцев должно выполняться вышеизложенное правило. Чтобы сыграть этот вид арпеджио, надо делать так: — Вы должны сесть в классическую посадку и подготовить соответственно правую руку (левую пока не трогаем) — как было описано в одном из предыдущих уроков. — Все пальцы ставятся: указательный на 3ю струну, средний на 2ю, безымянный на 1ю. Они все плотно ставятся на свои струны ногтями (ну слово «плотно» не значит что они прямо должны давить на струну, вдавливать её и т.д., совсем нет — просто плотно). — Большой палец поставим на 6ю струну. Он её касается (точнее лежит на ней). Теперь подробно как играть: — Сделали удар большим по струне, после этого палец на струну не возвращается, не ставится. — Указательный толкнул 3ю струну и сразу же ВЕРНУЛСЯ ОБРАТНО, но снова на струну он не ставится, а находится рядом с ней, как бы готовый на неё «сорваться»! — Средний толкнул 2ю струну, вернулся. — Безымянный толкнул 1ю струну, вернулся. — Средний из своего теперешнего положения (положение в данный момент — не касается струны, а находится рядом с ней) сыграл 2ю струну (сделать это просто, если палец вернулся назад, а не остался «где-то там») и снова вернулся назад, НЕ КАСАЯСЬ СТРУНЫ — просто в то же положение рядом со струной. — Указательный проделал то же самое, что и средний. — Дальше все пальцы снова ставятся на свои места, касаясь ногтями струн, всё идёт сначала. Проделать это быстро для новичка сложно. У меня есть убедительная просьба — при отработке этого упражнения не торопитесь и ни в коем случае не бросайте учёбу, потому что на самом деле если вы всё научитесь делать правильно, это вам будет большой жирный плюс. Особенно следите за тем, чтобы пальцы возвращались назад после звукоизвлечения.
Ну и, само собой, видеозапись:
Видеозапись: «Арпеджио №1 правая рука»
Второй вид арпеджио:
В нём вы должны соблюдать все правила, которые были подробно описаны выше. Играется он так: удар большим пальцем по басу, указательный 3ю, средний 2ю, указательный 3ю, безымянный 1ю, указательный 3ю, средний 2ю, указательный 3ю. Но, в отличие от предыдущего вида, в этом перед началом его игры на струны ставятся только 2 пальца: указательный на 3ю и средний на 2ю. Безымянный палец висит недалеко от своей 1й струны. Вот как это происходит подробно: — Сделали удар большим по струне. — Указательный толкнул 3ю струну и сразу же ВЕРНУЛСЯ ОБРАТНО, но снова на струну он не ставится, а находится рядом с ней, как бы готовый на неё «сорваться». — Средний толкнул 2ю струну, вернулся (не ставится). — Указательный сыграл 3ю струну из висячего положения, вернулся, не ставится на струну. — Безымянный из висячего положения сыграл 1ю струну и вернулся на прежнее место, на струну не ставится. — Снова поставили на струны ногтями указательный и средний пальцы, безымянный в воздухе, большой ставить не надо. — Указательный толкнул 3ю струну и вернулся обратно, на струну он не ставится. — Средний толкнул 2ю струну, вернулся. — Указательный толкнул 3ю и вернулся. — Дальше всё повторяется сначала.
Всё станет намного понятнее, если посмотреть видео:
Видеозапись: «Арпеджио №2 правая рука»
P.S. Этот урок перенасыщен информацией, и поверьте мне — он весьма сложный и очень-очень важный для вас. Поэтому лучше отнестись к нему серьёзно. Удачи! До встречи в следующем уроке!
Дата публикации: 18.08.2007
Прочитано: 70794 раз