Нелинейные искажения (дистошн)
Но кто-то может сказать, что ему нравятся искажения. Однако, скорее всего, в этом случае имеются в виду аналоговые искажения — “расплывчатый”, теплый тембр звучания, создаваемый аналоговой аппаратурой, когда сигнал только переходит верхний предел. Начиная с аппаратных средств (дистошн-педали) и заканчивая программными эффектами (добавление эффекта “перегрузки” в дорожки звукозаписи), музыканты издавна используют незначительную перегрузку (намеренный перевод устройства в нелинейные усиления, когда сигнал незначительно превышает по амплитуде максимальный предел) для достижения желаемого эффекта.
В цифровой аппаратуре искажения имеют другой характер: при превышении верхнего порога сигнала происходит не плавное искажение формы сигнала, а срезание верхушек колебания, оказывающихся выше этого порога (рис. 6.25). Этот эффект называется цифровым ограничением сигнала и редко когда бывает желательным. При необходимости реализовать в цифровой системе искажения, характерные для аналоговой аппаратуры, приходится использовать специальное ПО, моделирующее этот эффект (более подробно об этом эффекте рассказано в главе 7). Если вы не хотите, чтобы тембр звука получился специфическим и неприятным на слух, что характерно для цифрового ограничения сигнала, сделайте так, чтобы показания цифрового индикатора ни при каких условиях не переходили верхний порог. В общем случае невозможно уменьшить уровень входного сигнала, если он уже поступил в компьютер; если он слишком сильный, необходимо уменьшить уровень сигнала на выходе источника сигнал или на входе устройства сопряжения аудиоаппаратуры.
Рис. 6.25. Цифровой сигнал предельно допустимой амплитуды использует весь динамический диапазон канала записи (вверху). Но стоит ему пересечь верхнюю границу амплитудного диапазона, как немедленно проявляется эффект цифрового ограничения сигнала (внизу), показанный на этом рисунке на примере синусоидального колебания
Прослушивание
Рис. 6.26. Регулятор Monitor Mix в устройстве сопряжения аудиоаппаратуры с компьютером Lexicon Omega дает возможность прослушивать только записываемый аудиосигнал (когда регулятор находится в положении Direct), только аудиосигнал, поступающий с компьютера (когда регулятор находится в положении Playback), или регулируемую смесь этих двух сигналов
Прослушивание записываемого звука — ключ к успешной записи. При записи в сопровождении уже записанных дорожек нужно одновременно слышать не только эти дорожки, но и собственное исполнение, чтобы играть строго в такт. В процессе записи “живого” звука можно прослушивать его через компьютер, но задержка, вносимая компьютером, затрудняет синхронизацию. В ряде устройств сопряжения аудиоаппаратуры предусмотрена возможность прямого прослушивании — аудиосигнал без задержки направляется с входа устройства сопряжения на телефоны, подключенные к нему. Например-, в устройстве сопряжения аудиоаппаратуры с компьютером Omega компании Lexicon предусмотрена даже возможность микширования сигнала, поступающего непосредственно с микрофона или музыкального инструмента, с сигналом, поступающим с компьютера (рис. 6.26). В других устройствах сопряжения предусмотрены опции, заложенные в программные панели управления.