Цифровой звук. Реальный мир стр.159

Рис. 7.36. Амплитудная модуляция звука создает эффект тремоло. На приведенном рисунке видна периодическая, “вихревая”, форма огибающей ам-плитудно-модулированного сигнала. В эффекте Tremolo из приложения Logic Pro предусмотрены индивидуальные регуляторы для левого и правого каналов, поэтому данный эффект может быть реализован и в режиме стерео

■ Phaser (фдйзер, фильтр). В процессорах этого эффекта используется один или два независимых НЧ-генератора для фазовой модуляции передаточной характеристики фильтра, “Качание” негармонических провалов в спектре передаточной характеристики, или гребенчатая фильтрация, создает характерное звучание, ставшее очень популярным с появлением в середине 1970-х годов электронных клавишных музыкальных инструментов.

Практика: модулируемый фильтр в Ableton Live

Непревзойденная особенность модулируемых фильтров кроется в их способности создавать изменения во времени и при желании “привязывать” их к заданному ритму так, чтобы эти изменения происходили в такт с ритмом мелодии. Мы используем процессор Auto Filter из состава Ableton Live для реализации простых ритмических эффектов “качающегося” звука.

Добавляем Auto Filter на выбранную дорожку. Найдите дорожку звукозаписи широкополосного сигнала (дорожка ударных инструментов — это как раз то, что нужно) и перетащите Auto Filter из окна Device Browser. Вы увидите уже знакомую вам панель параметрического фильтра (1), но теперь вы можете модулировать режим фильтра с помощью настроек (2) синхронизации (3).

Настраиваем фильтр. Оставим настройки частоты и добротности Q на время в покое: перетащите “кружок” на экране вверх и влево так, чтобы изменение амплитудно-частотной характеристики фильтра стало заметным на слух. Попрактикуйтесь, изменяя таким образом амплитудно-частотную характеристику фильтра, и вы поймете, почему фильтр такого типа превосходно подходит на роль MIDI-контроллера. Вы можете выбрать любой вариант амплитудно-частотной характеристики (обостряющий фильтр или фильтр нижних/верхних частот); поместите скат характеристики, где хотите, и поднимите, перетащив “кружок” вверх, частотную характеристику на частоте отсечки (увеличьте резоиансность/Q).

Настраиваем параметры НЧ-модуляции. Выберите вариант автоматической модуляции — установите опцию “auto” в режим “auto filter”. Регулятором Amount на панели регулировок НЧ-модуляции (LFO) увеличивайте порцию обработанного сигнала, и вы услышите регулярное изменение звучания (в противном случае еще поверните вправо регулятор Amount или измените амплитудно-частотную характеристику фильтра). С помощью регулятора Rate установите частоту “качания” звука. Не забывайте, 1 Гц — это один период повторения в секунду, соответствен но, если вы установите частоту 10 Гц, то НЧ-генератор будет “раскачивать” звук туда-сюда десять раз в секунду.

Пробуем использовать разные типы модулирующего сигнала. Хотите добиться более впечатляющего эффекта? По умолчанию НЧ-генератор настроен на режим синусоидального сигнала модуляции (1). Выберите один из ступенчатых вариантов сигнала, например “sample & hold” (2), и теперь модуляция будет происходить скачкообразно. Регулятором фазы (3) вы можете настроить режим, в котором эффект будет “кочевать” из одного канала стереозвука в другой. Чтобы усилить “стереофоничность” эффекта, выберите режим “волчка” (4), и теперь в правом и левом каналах звука частота модулирующего сигнала будет неодинаковой. Вы можете вручную изменять форму модулирующего сигнала регуляторами огибающей: начните с изменения глубины модуляции регулятором Mod (5).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒