Цифровой звук. Реальный мир стр.306

“Распечатать ноты” — такая задача может, на первый взгляд, показаться простой, но из-за сложности и большого разнообразия знаков нотной записи этот процесс включает в себя множество операций. Не валено, используете ли вы инструменты нотной записи своей рабочей станции цифровой звукозаписи (DAW) или специализированное ПО. Даже для простой записи песни (нотной записи мелодии, последовательности аккордов и текста) программа нотной записи должна обладать немалыми функциональными возможностями.

■    Ввод и редактирование нот. Необходим способ ввода и редактирования условных обозначений высоты тона звуков. Если для ввода используется MIDI-клавиатура, программа нотной записи должна знать правила “музыкальной орфографии” (например, как записать “соль-диез” или “ля-бемоль”). Нужно также иметь возможность записывать особенности ритма, например триоли (три ноты, укладывающиеся в интервал звучания двух нот), паузы и другие нюансы (рис. 11.1).

■    Символы. В музыкальной нотации используется множество специальных символов (рис. 11.2), от обозначения стаккато (точками над нотной головкой) до гитарной табулатуры и аппликатуры (изображения, показывающего расположение пальцев на ладах).

■    Расстановка элементов. Программа, используя сложный алгоритм “гравирования”, распределит элементы на странице надлежащим образом — так, чтобы они не “наезжали” друг на друга и йоты было легко читать. Поскольку то, что сделает программа, может не всегда устраивать, должны быть предусмотрены инструменты для редактирования компоновки нотного листа.

Рис. 11.1. Первый шаг при создании музыкальной партитуры — ввод нот; это можно делать с помощью мыши, компьютерной (QWERTY) клавиатуры, записи во время исполнения сочинения на MIDI-инструменте или пошагового ввода с помощью той же MIDI-клавиатуры (в качестве примера показано, как это делается в программе Sibelius)

■    Линии и кривые. Такие фигуры, как лига и вилка (обозначения crescendo и decrescendo), и обозначения педали непросто изобразить от руки, например, в графическом редакторе. Должны быть соблюдены очень строгие требования к изображению (например, толщина лиги) и расположению этих знаков по отношению к другим элементам на нотном листе (рис. 11.3). При изменении компоновки листа лиги должны автоматически растягиваться или сжиматься.

■    Текст. К расположению и расстановке таких элементов, как название произведения, обозначения динамических нюансов, указания исполнителю, а также других текстовых элементов (рис. 11.4) предъявляются свои требования. В нотах песни слова текста должны быть “привязаны” к конкретным нотам и аккорды должны меняться в такт с мелодией.

■    Компоновка. Помимо расстановки всех индивидуальных элементов, программа нотной записи должна распределить нотные линейки на странице так, чтобы заполнить пространство страницы и придать ей привлекательность и удобочитаемость.

■    Печать. Когда нотная запись готова, вы должны быть в состоянии ее распечатать.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒