Для тех, кто готов учиться программированию, может представлять интерес Processing (www.processing.org)— новый объектно-ориентированный язык, предназначенный не для программистов, а для музыкантов, артистов и скульпторов. Сам по себе он не является чем-то выдающимся для работы с цифровым звуком, но, дополненный бесплатным ПО Sonia Library (http://sonia.pitaru.com), он обеспечивает такие возможности работы со звуком, как воспроизведение и запись сэмплов, синтез звуков и анализ аудиоданных.
Рис. 13.31. В Pd, подобно Max/MSP, используются упрощенные объекты, которые объединяются связями в сложные структуры в соответствии с замыслом конструктора. Этот генератор аккордов/задержки является примером возможностей разных вариантов творческого управления обработкой нотных MIDI-команд, которые предоставляет пользователю такого рода среда разработки. Это ПО записано на DVD для желающих узнать, как оно работает, и настроить его по своему усмотрению
Если оставить в стороне современные интерактивные возможности, все, что необходимо многим пользователям, — просто создавать собственные инструменты для работы со звуком. Native Instruments Reaktor отличается, пожалуй, самым выдающимся из всех имеющихся такого рода инструментов — процессором обработки звука, позволяющим реализовать любые технологии от аналогового синтеза до менее распространенных технологий, таких, например, как гранулярный синтез и компьютерные эффекты. Хотя интерактивные возможности работы со звуком у этой программы не столь выдающиеся и она уступает Pd и Мах по возможностям настраиваться для удовлетворения конкретных требований пользователя, по своим функциональным возможностям Reaktor предназначена, в первую очередь, для реализации синтеза и эффектов. Для тех пользователей, для которых именно это представляет основной интерес, данная программа подходит лучше.
Как осваивать эти утилиты
Не заблуждайтесь: чтобы по-настоящему научиться пользоваться одной из этих настраиваемых утилит, потребуется немало времени и усилий, и для новичков они могут показаться пугающе сложными. Хорошая новость — многие музыканты, не умеющие программировать, успешно справились с этим. Занимаясь, постоянно помните о том, что те учебные задания, которые вы выполняете, так же, как самодельные патчи, которые вы создаете, можно использовать в дальнейшем, когда они понадобятся.
Еще один вариант, который вполне устроит большинство музыкантов, — вместо того, чтобы строить грандиозные планы о создании на основе метода гранулярного физического моделирования робота-композитора, вооруженного фантастическими инструмен тами и воплощающего все ваши мечты, сформулировать конкретную задачу и попытаться ее решить. Как правило, лучше всего начинать с решения таких конкретных задач, как, например, создание модуля растяжения/сжатия воспроизводимой звукозаписи, нестандартной утилиты для реализации функции разделения клавиатуры MIDI-инструмента или простого секвенсера.
Самой простой для освоения является, пожалуй, программа Reaktor, потому что в отличие от других программ в ее комплект входит множество полезных учебных файлов (рис. 13.32). По правде говоря, этот набор файлов настолько хорош, что у многих пользователей Reaktor просто не возникает потребности в разработке собственных патчей. Изучение на этих учебных примерах механизма работы Reaktor представляет собой хорошую стартовую точку для того, чтобы научиться самостоятельно создавать собственные патчи.