Цифровой звук. Реальный мир стр.322

Партитуры и инструментальные партии

Любой оркестрант подтвердит, что куда легче читать ноты с листа, на котором отпечатана только одна инструментальная партия, а не вся оркестровая партитура. Композитору и аранжировщику нужно создать отдельные партии, выделив их из полной партитуры симфонического или камерного сочинения, или сочинения любого другого жанра для ансамбля исполнителей, партитура которого слишком сложна для чтения отдельных партий.

Самым распространенным способом получения инструментальных партий является их выделение из полной партитуры. Иными словами, программа нотной записи создает новые файлы для всех партий. В процессе выделения партий создается набор файлов, охватывающий всех исполнителей, который обычно располагается в отдельной папке. В каждом файле записаны ноты отдельной партии. (В ряде случаев принято создавать партии не для каждого инструмента, а для группы инструментов; например, это может быть объединенная партия для первой и второй флейты. Инструменты выделения партий обычно предусматривают такую возможность.)

Проблема, связанная с выделением партий из оркестровой партитуры в отдельные файлы, заключается в том, что любые последующие правки полной партитуры необходимо обязательно выполнять вручную и в нотах всех партий, которые эти изменения затрагивают; и наоборот, изменение в нотах любой партии необходимо вручную переносить в оркестровую партитуру. Можно всякий раз после внесения правок в оркестровую партитуру повторно выделять из нее инструментальные партии, но это все равно влечет за собой массу дополнительных изменений. Теоретически автоматически выделенные партии должны получаться идеальными, не требующими какого-либо дополнительного редактирования, но в действительности часто приходится заниматься правкой нотных партий для придания им большей эстетичности, коррекции разбиения на листы и т.п. Единственный, как правило, способ избежать дополнительной работы — выделять партии в самом конце в надежде на то, что больше не понадобятся какие-либо изменения в партитуре.

В ряде программ нотной записи, например в программе Sibelius 4 и последующих версиях, используется механизм связывания партий и оркестровой партитуры (рис. 11.20). Если партии и партитура связаны друг с другом как разные представления одной и той же нотной записи, пользователь сохраняет возможность просматривать и печатать отдельные партии и изменять их внешний вид индивидуально или глобально, но любые правки в партитуре или в любой партии, входящей в ее состав, автоматически распространяются на все компоненты партитуры.

Рис. 11.20. Музыкальная информация, отображаемая в партитуре и соответствующей части оркестровой партитуры, должна быть идентичной. Механизм связывания партитур и оркестровой партитуры в программе Sibelius обеспечивает автоматическое распространение изменений, вносимых в инструментальные партии или оркестровую партитуру, на все компоненты оркестровой партитуры и возможность просмотра любой партии без ее выделения в отдельный файл

В инструментальную партию должна быть перенесена вся касающаяся конкретного инструмента информация из оркестровой партитуры, но в то же время в нее должны быть включены специфические элементы, необходимые для данной партии. Сюда входит такая специфическая, необходимая для отдельных инструментов, информация, как аппликатура, или любая иная информация, бесполезная для дирижера, но важная для исполнителя. В программе Finale и других приложениях, способных выполнять выделение партий из партитур, вы можете внести эту информацию в файлы инструментальных партий; нет необходимости делать это в оркестровой партитуре, потому что в ней такая информация не нужна. В программе Sibelius, поскольку партии и партитура связаны друг с другом, можно указать, какие элементы должны отображаться в том или ином компоненте партитуры, а какие — нет.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒