«Шульверк» — это только начало. Но Орф не ищет завершенности; напротив, он стремится к дальнейшим изменениям и преобразованиям, а это присуще всему живому. Речь идет не о методических и технических проблемах частного или специального характера (их должен самостоятельно разрешить каждый воспитатель, опираясь на собственный опыт и учитывая условия своей работы), а о современных музыкально-педагогических проблемах, имеющих основополагающее значение. Учитель, осознавший серьезность этих проблем, не отступит перед возможными трудностями и неудачами, которые могут возникнуть в течение первых недель и месяцев работы, не вернется к старым практическим методам; он продолжит свои поиски и постепенно приучит себя и учеников к светочу творческой свободы, не забывая, что на первых порах свет может и ослепить. Если скучно становится ученикам, то часто лишь потому, что скучает педагог. Работа должна доставлять радость всем ее участникам — и детям и педагогу.
«Музыка для детей» — это музыка и для тех людей, которые не только не заглушили в себе все то, что связано с детством, но, напротив, сохранили в душе своей его сокровенную суть или сумели снова разбудить в себе детскость. Речь, конечно, идет не о инфантильных порывах, когда истинно детское превращается во внешне ребячливое, а о творчески созидательном наивном начале, свойственном играющим детям…
В. КЕЛЛЕР
Ответы на критические вопросы
Помещенные здесь вопросы и ответы — концентрат тех бесед с моими коллегами, которые приходилось вести на педагогических съездах, курсах и встречах по поводу «Шульверка» Карла Орфа. Вопросы эти задавались скептиками или противниками «Шульверка». Ответы призваны были устранить ошибки и предотвратить недоразумения, возникающие в связи с «Шульверком», но не ставили своей целью высказать нечто окончательное или исчерпывающее. Впрочем, в педагогике критерием, позволяющим оценить новые идеи, служит лишь опыт и его результат. Но цели воспитания и его направление должны быть предметом обсуждений. Дискуссия, к примеру, могла бы протекать так.
Не является ли «Шулъверк» «микрокосмосом» индивидуального стиля Карла Орфа?
Нет. «Шульверк» — это собрание моделей элементарной музыки и музыкальных упражнений. Индивидуальный стиль Карла Орфа, с каким мы встречаемся в его сценических произведениях, развился из его экспериментов в Гюнтершуле (Мюнхен) — поисков новых инструментов, новых музыкальных и танцевальных форм. И его «Шульверк», и его творчество выросли на одной и той же почве, на основе элементарной музыки, движения и речи.
Верно ли мнение, что «Шульверк» прежде всего предназначен для того, чтобы подготовить будущую публику к восприятию сценических произведений самого Орфа?
Нет, ибо трудно найти другого современного композитора, который в меньшей мере, чем он, нуждался бы в специальной подготовке своей публики. Карл Орф приобрел своих слушателей еще до опубликования «Шульверка» (и за десятилетия до того, как могли бы сказаться результаты его педагогических усилий) благодаря всемирному успеху его произведений, прежде всего — «Кармины Бураны» и «Умницы».