Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.74

Не уводит ли инструментарий Орфа — ксилофоны, металлофоны, глокеншпили и т. п.— от звучности классического оркестра? Не приведет ли экзотический характер звучания орфовского оркестра к тому, что будут преграждены пути, ведущие к переживанию и пониманию произведений заугадно-европейской музыкальной культуры?

Использованные в — Шульверке» штабшпили служат для музицирования и импровизации детей, юношества и музыкан-тов-любителей в сфере элементарной музыки, доступной всем людям. Классические музыкальные инструменты как в отношении техники игры, так и с музыкальной точки зрения предъявляют к играющим слишком большие требования, и их невозможно поэтому использовать в школах или группах, где не обучаются музыкально одаренные, особо заинтересованные или подготовленные учащиеся. Об исключении классических инструментов не может быть, конечно, и речи. Свидетельством могут служить вышедшие в рамках «Шульверка» Орфа («Музыка для юношества») сборники для рояля и скрипки. Именно музицирование на штабшпилях, блокфлейтах, маленьких ударных и других инструментах, используемых в «Шульверке», помогает раннему выявлению способных в музыкальном отношении детей, которые могут быть своевременно привлечены к изучению какого-либо классического инструмента. Звучание штабшпилей никак нельзя считать более «экзотичным», чем звучание других инструментов элементарной музыки, которые, кстати говоря, использовались — имеются в виду ксилофоны, ручные барабаны и многое другое— и в Европе (например, в средневековой танцевальной музыке) и которые в ’настоящее время применяются во всем мире помимо орфовского «Шульверка», в частности и в джазе. Европейские дети с таким же удовольствием сопровождают свое пение хлопками в ладоши, как африканские, азиатские и американские. Орфовские штабшпили образуют мост между мелодическими и ритмическими инструментами, между пением и игрой; благодаря наглядному распределению пластинок они, штабшпили, и оптически помогают постепенному овладению звукорядом. Орфовские инструменты не вытеснили никаких классических инструментов, но они заполнила ту брешь, наличие которой до сих пор не давало возможности приобщить всех детей к музицированию.

Не слишком ли мало внимания уделяется в «Шульверке» пению?

Нет! В семидесяти процентах пьес и упражнений «Шульт верка» доминирует вокальный элемент.

Не принесет ли инструментальное сопровождение, вынуждая громко петь, вред голосу и его развитию?

Да, если инструменты используются неправильно! Орфовские инструменты по характеру своему — тихие инструменты, и играть на них следует соответственно. Если использовать их экономно и сообразно их музыкальному характеру, они — как и речевые упражнения — способствуют развитию голоса и воспитанию правильного пения.

В «Шульверке» отдается предпочтение пентатоническому звукоряду. Не тормозит ли это музыкальное развитие детей, которые, как известно, уже в детском саду без особых трудностей способны овладеть песнями « семиступенном звукоряде?

Нет, как раз наоборот: музицирование и импровизация в бесполутоновом пятиступенном звукоряде не позволяет слишком рано закрепить музыкальные представления детей на кадансирующей мажоро-минорной тональности. Она не подходит для импровизационных и творческих упражнений еще и потому, что музыкальные образцы обладают здесь подавляющей силой. Кроме того, бесполутоновый пятиступенный звукоряд позволяет проводить коллективную импровизацию. Впрочем, «Шульверк» Орфа не ограничивается пятиступен-ным звукорядом, а использует его как важную основу ладовой мелодики и тональности. Наряду с пением, музицированием и импровизацией в пятиступенном звукоряде можно и даже следует петь песни и в семиступенном звукоряде. Уже во II томе «Шульверка» вводится шести- и семиступенный звукоряд.

Каким образом может быть перекинут мост от остинатных форм и парафонных (основанных на параллельных интервальных последовательностях) композиционных приемов к классическому и романтическому музыкальным стилям?

В «Шульверке» имеются не только остинатные формы и парафонные пьесы, но и (в III и V томах, а также в дополнительных тетрадях — «Песнях для школы») элементарные формы в кадансирующих тональностях, в которых мажорные и минорные мелодии поддерживаются основными гармоническими функциями (тоникой, доминантой и субдоминантой). Классическая метрика и связанное с ней построение мотивов, предложений и периодов уже подготавливаются в «Шульверке» основными ритмико-мелодическими упражнениями в форме рондо (даны начальные такты ритма и мелодии, которые надо дополнить и продолжить). И «романтическое» отражено в «Шульверке» при использовании песенного наследия XIX века; благодаря прозрачному и ясному композиционному изложению, освобожденному от «струящейся» гармонической фигурации, раскрывается истинный эмоциональный тон этих песен, и они становятся в силу этого более доступными для современного музыкального восприятия.

Каким путем «Шульверк» подготовляет музыкальное сознание к восприятию современной музыки?

«Современная музыка»—в этом понятии много различных оттенков и значений, во всяком случае это некое множество. Было бы неверно предъявлять к «Шульверку» чрезмерные требования и искать в нем прямые пути к познанию всех, часто противоречивых, тенденций современной музыки… Ввести в «поздний стиль» (в современную музыку) можно только путем исторического и систематического изучения музыкаль ных произведений, а такое изучение будет плодотворным лишь в том случае, если вместо болтовни будет предварительно развит и подготовлен слух. Лучшим же средством развития слуха остается целостное элементарное музицирование, и «Шульверк» предоставляет для этого достаточно материала, от которого можно оттолкнуться. Основательное музыкальное воспитание, опирающееся на элементарную музыку, создаст иммунитет как против обывательского обожествления всего прошлого, так и против снобистского идолопоклонства и некритического преклонения перед любым «модерном». «Шульверк» не оказывает предпочтения какому-либо музыкальному направлению, а пытается найти средства для своевременного становления и развития музыкальных способностей всех детей.

⇐ вернуться назад |