Учебный лагерь для новобранцев-гитаристов | Игра на гитаре руками

Если усердно выполнять этот 30-минутный комплекс упражнений каждый день, то можно очень быстро улучшить свою гитарную подготовку. Никогда не рано (и не поздно!) упорядочить свои тренировки, так что принял упор лёжа и 20 отжиманий!

Автор статьи: James Uings
Оригинал: Total Guitar №191 (08.2009)

helmet-297x176-6716019

Между игрой и тренировкой есть большая разница. Игра на гитаре, это когда вы выступаете, джемуете или сидите на диване перед телевизором и достаете родных высекая на неподключенной. С другой стороны, тренировка это специально отведенное время, которое вы посвящаете работе над базовой техникой, изучаете общую и гитарную теорию, детально разбираете изучаемые песни. Если вы не выделяете специального времени для тренировок, то это черевато тем, что вы будете играть песни посредственно, шаблонно и приобретёте плохие привычки, от которых, на последующих стадиях вашей гитарной карьеры будет сложно избавиться.

Только не паникуйте! Мы не собираемся загружать вас бестолковыми упражнениями, которые доведут вас до смертной скуки и заставят бояться дотронуться до гитары! Тренировки могут приносить удовольствие, но важно запомнить, что тренировки должны идти по плану, иначе вы скатитесь в повторение того, что уже умеете и знаете, или просто будете играть песни, которые вам нравятся, а это сильно замедлит ваш прогресс.

Эта статья по шагам проведет вас по 30-минутному комплексу упражнений, которые вы должны стараться выполнять каждый день. В нем есть несколько чисто технических упражнений (в целом, около 10 минут), но основная часть времени тренировки отводится на работу над игрой соло и ритма и работу над оттачиванием вещей, которые заставят звучать то, что вы играете, по настоящему хорошо.

В статье присутствует несколько советов по поводу того, что делать, если некоторые части окажутся слишком сложными или слишком простыми для вас. А это значит, что вы сможете приспособить упражнения под свои особые нужды, тем самым увеличив эффективность своих тренировок. Ручаемся, что эти упражнения очень сильно улучшат ваши навыки и это будет заметно, когда вы будете играть что-нибудь в реальной ситуации.

Разогрев и повторение техники: 10 минут

Разогрев (2 минуты)

Первая часть тренировки это разогрев. Очень важно размяться и разогнать кровь перед тем, как делать что-то более или менее сложное. Для начала потрясите руками, как будто они мокрые и вы стряхиваете воду; после этого помассажируйте их. Когда закончите, сыграйте что-нибудь просто. Сыграйте боем несколько открытых аккордов. Сыграйте ноту на каждом ладу каждой струны, можете попытаться назвать каждую ноту, чтобы запомнить их.

Переменный штрих (2 минуты)

Это важнейшая техника, каждый гитарист должен хорошо владеть ей, она заключается в строгом чередовании ударов медиатором сверху вниз и снизу вверх. Многие гитаристы используют только удары вниз, но вы должны натренировать вашу руку то, чтобы она автоматически играла переменным штрихом. Играйте «Паучье» упражнение две минуты в день, чтобы освоить эту технику.

Пример 1 — «Паучье» упражнение на переменный штрих

Пример 1 (mp3)
Пример 1 – минус (mp3)

Вам нужно играть это упражнение под метроном. Играйте две ноты на каждый клик. Выставьте темп, при котором сможете играть упражнение наилучшим образом, и не повышайте его до тех пор, пока не сможете играть упражнение вообще без ошибок.

Улучшение: если вы можете без труда играть это упражнение, то расширьте его на все шесть струн, и играйте 4 ноты на клик метронома, при темпе 60-70 bpm.

Гаммы (3 минуты)

Может быть, это и не очень «рок-н-ролльно» — разучивать гаммы, но их обязательно нужно знать, если вы хотите играть соло. Они помогут вам уверенно двигаться по грифу, что в свою очередь позволит вам без малейших задержек играть именно то, что вы хотите. На данном этапе, вам нужно сосредоточиться на минорной пентатонике и мажорной гамме, они представленны в Примере 2, в первом и втором такте соответственно. Вам нужно каждый день играть обе эти гаммы, начиная с разных ладов на грифе, чтобы научиться свободно играть соло в разных тональностях.

example2-650x118-1731180

Пример 2 — Минорная пентатоника и мажорная гамма

Пример 2 – минорная пентатоника (mp3)
Пример 2 – мажорная гамма (mp3)

Играйте оба этих лада ровно, под метроном (две ноты на клик). Используйте переменный штрих и играйте максимально аккуратно. Если вы не можете играть эти гаммы совсем без ошибок, то снизьте скорость метронома на несколько значений.

Хаммер-оны и Пулл-оффы (3 минуты)

Важная часть игры на гитаре — легатные ноты. Легато означает плавность и это достигается на гитаре с помощью хаммер-онов и пулл-оффов. Лучше всего тренировать эти техники отдельно, чтобы они получались сверхаккуратно, когда вы будете испльзовать их в риффах и соло. Поскольку эти техники обычно основываются на интервалах лада, то будет логично построить упражнение на основе лада. В Примере 3 используется Ля минорная пентатоника, но вы можете использовать любой лад. Например, мажорная гамма это хороший способ вовлечь в работу все четыре пальца.

example3-650x132-4991706

Пример 3 — Минорная пентатоника с хаммер-онами и пулл-оффами

Пример 3 (mp3)

Сложность этого задания заключается в том, чтобы сыграть все ноты точно. Часто допускают ошибку, торопясь с выполнением хаммера или пулла, в этом случае вторая нота звучит дольше чем первая. Постарайтесь избежать этого.

Ритм: 5 минут

Хорошая игра на ритм-гитаре, гораздо важнее, чем игра соло. Даже самые длинные гитарные соло длятся около 10% песни, остальную часть занимает игра ритма. Здесь требуются знания аккордов, хорошая техника звукоизвлечения и плотный тайминг. Опять же, лучший подход — отрабатывать эти вещи отдельно. Ключ к правильному бою заключается в том, что ваша рука должна находиться в постоянном движении, даже если не бьет по струнам. Чтобы к этому привыкнуть может потребоваться немного времени, но, как и с переменным штрихом, когда это будет доведено до автоматизма, вы сможете не думать об этом и сконцентрироваться на других аспектах игры. Вам нужно отрабатывать бой в разных формах и с разными комбинациями аккордов. Не смотря на важность звукоизвлечения и различных форм боя, вы не должны зацикливаться только на этом. Обратите внимание, чтобы каждая нота в каждом аккорде звучала отчетливо. Не должно быть никаких звонов об лад (прижимайте так близко к ладам, как можно), а ноты, которых нет в аккорде, не должны извлекаться (например пятая и шестая струна в аккорде D). Эти, на первый взгляд, маленькие детали и создают разницу между обычным исполнением и профессиональным звучанием.

Игра ритма пауэр-аккордами немного отличается от простого боя. Поскольку пауэр-аккорды используются, чтобы создать аггресивный звук, обычно они звучат лучше, если вы используете только удары медиатора вниз. Если играть с сильной атакой, то может быть довольно сложно играть ровно и ритмично, поэтому уделите особое внимание таймингу. Обязательно потренируйтесь под минус или метроном, иначе упустите четкость ритма, которая важна при игре пауэр-аккордов.

Пример 4 — Форма боя

Пример 4 (mp3)
Пример 4 – минус (mp3)

Ваша рука должна находиться в постоянном движении. Поиграйте вместе с основным примером, чтобы уловить ритм, перед тем, как начинать играть под минус.

Пример 5 — Бой 16-ми

Пример 5 (mp3)
Пример 5 – минус (mp3)

В этом упражнении используется 4 удара на один щелчок метронома. Как и в предыдущем примере, вам нужно держать кисть расслабленной и в постоянном движении, это позволит сделать игру боем более ровной.

Для новичков: Пример 5 может быть слишком сложным для вас. Если не чувствуете себя готовым, лучше, вместо этого упражнения, поработайте над изучением новых аккордов.

example6-650x141-3501436

Пример 6 — Тренировка пауэр-аккордов

Пример 6 (mp3)
Пример 6 – минус (mp3)

Игра ритма пауэр-аккордами не требует постоянного движения кисти, поэтому нужно обратить особое внимание на тайминг. Играйте под минус или метроном, чтобы точно играть правильно.

Соло (по желанию): 5 минут

Игра соло может испугать новичка. Возможно кто-то уже пытался раньше играть соло, но нашел это слишком сложным. Если это так, то мы написали простое соло, которое вы можете добавить к своей тренировке — оно записано в двух вариантах: медленном и быстром. Сначала попробуйте поиграть его в медленном. Разбейте соло на кусочки, и постепенно разбирайте его. Не переходите к следующей фразе, пока не научитесь играть предыдущую без единой ошибки. Постепенно вы составите целое соло. Когда одолеете медленное соло, попытайтесь сыграть быстрый вариант. После этого другие соло уже будут даваться вам полегче, попытайтесь разобрать что-нибудь другое, что вам понравится.

Пример 7 — Восьмитактовое соло

Пример 7 – медленный вариант (mp3)
Пример 7 – медленный вариант – минус (mp3)
Пример 7 – быстрый вариант (mp3)
Пример 7 – быстрый вариант – минус (mp3)

В этом простом соло используется много техник, разбираемых в других частях этой статьи. Например, переменный штрих, хаммер-оны и пулл-оффы.

Для новичков: Если у вас будут трудности с исполнением Примера 7, то возможно, вы не совсем готовы к игре соло. Вместо того, чтобы работать над соло, попробуйте в течение нескольких недель потратить это время на разбор какой-нибудь песни.

Импровизация? Ставим цели.

Когда почувствуете себя свободно, выполняя Пример 7, можете вместо него занять время работой над импровизационными навыками. Если вы новичок в этом, попробуйте для начала просто переставлять фразы из седьмого примера. Это первый шаг к созданию хороших соло. Если хотите создавать свои фразы — вперед!

Чтобы время тренировки было максимально полезным, нужно поставить цель импровизации, иначе вы будете просто играть что-нибудь привычное… и весь смысл тренировки будет потерян. Ставьте свои собственные цели, которых вы хотите достичь во время практики. Например, «я хочу улучшить точность своих бендов» или «я хочу использовать больше хаммер-онов и пулл-оффов в своих соло». Когда вы поставите для себя цель, начните играть соло под минус из Примера 8, используя только фразы включающие нужные вам техники. Это позволит вам сделать тренировки более целевыми и принесет лучшие результаты.

example8-649x134-5706983

Пример 8 — Соло для улучшения хаммер-онов и пулл-оффов

Пример 8 (mp3)
Пример 8 – минус (mp3)

Это пример соло, в котором в каждой фразе есть хаммер-оны и пулл-оффы. Вам не обязательно разучивать её — это просто пример, как сосредоточиться на определённой технике, во время тренировки.

Репетируем песни: 10 минут (по желанию, 5 минут)

В этом разделе очень важно понять разницу между игрой на гитаре и репетированием песен. Возможно вы постоянно играете песни, но их отработка это другой процесс. Хорошо исполнить песню — это нечто большее, чем просто знать в каком порядке играть ноты и аккорды. Потратьте это время на то, чтобы обратить особое внимание на детали, делающие исполнение песни по настоящему хорошим. Мы выделим некоторые аспекты игры, на которые нужно обращать особое внимание…

Тайминг, звучание и аккуратность

Эти три слова вы должны держать в голове, когда отрабатываете выбранную песню. Довольно просто играть без метронома или «минуса», но ваш тайминг будет «гулять», причем, скорее всего, вы это даже не будете замечать. Играйте под что-нибудь отмеряющее ритм (метроном, драм-машина, минус) так часто, как только можете. Это сделает вашу игру более плотной и поможет выработать внутреннее чувство ритма, так что в будущем вам будет проще играть без аккомпанемента.

Часто люди думают, что на точность высоты звука нужно обращать внимание, только при настройке гитары и во время бендов, но если вы слишком сильно прижимаете струны, или ваши пальцы сдвигают струны по ладу, то звучание будет нарушено. Особенно это важно с аккордами, где используются все шесть струн, которые могут «уползти» вверх или вниз. Если вы будете обращать внимание на эти вещи, то ваше звучание будет более профессиональным и аккуратным.

Аккуратность, это, кстати, еще один важный аспект игры. Вы слышите дребезжание во время игры? То как вы держите пальцы, не позволяет вам прижимать струны кончиками пальцев? Когда вы играете переменным штрихом, промахиваетесь по некоторым нотам? Все эти проблемы можно решить, если больше внимания обращать на детали. Не просто играйте: постарайтесь всегда обращать внимание на определенные аспекты игры и стараться их улучшить.

ohno1-7675216

Не сдвигайте струны по грифу, от этого меняется высота звука.

ohno2-6628449

Безымянный палец должен стоять ближе к третьему ладу, чтобы нота звучала чище.

Прижимайте струны кончиками пальцев. Если сдвинуть большой палец за гриф, это гораздо проще делать.

И что дальше?

Ниже вы видите ссылку на «Дневник Новобранца», он поможет вам следить за своими тренировками. Распечатайте его или перерисуйте и записывайте время, которое проводите за тренировкой каждый день. Кроме этого, стоит записывать вещи, которые показались сложными, чтобы обратить на них внимание на следующий день.

Дневник Новобранца

Со временем упражнения станет совсем не сложно выполнять. Когда сможете играть каждое из упражнений совсем без ошибок (например, 10 раз подряд без единой ошибки), увеличьте темп метронома и используйте новые виды боёв. Если будете следовать этой схеме тренировок, то почти сразу заметите значительное улучшение своих навыков. Обращайте внимание главным образом на аккуратность, при выполнении технических упражнений, и ваша скорость возрастёт сама собой (вы можете даже не заметить этого!). Вы сможете играть больше песен, причем, гораздо качественнее. Именно это и значит быть хорошим гитаристом!