Мысль дня: насколько бы вы не были искусны в технике игры, никто не захочет вас слушать, если вы не звучите хотя бы «на троечку». Можно настолько увлечься поисками лучшей техники или бóльших знаний, что в итоге проглядеть жизненно важный вопрос поиска хорошего звука.
Оригинал: Creative Guitar 1: Cutting Edge Tech by Guthrie Govan
Звук
Мысль дня: насколько бы вы не были искусны в технике игры, никто не захочет вас слушать, если вы не звучите хотя бы «на троечку».
Можно настолько увлечься поисками лучшей техники или бóльших знаний, что в итоге проглядеть жизненно важный вопрос поиска хорошего звука. А это очень плохо повлияет на то, как люди воспринимают вашу игру. Каким бы замечательным, с точки зрения техники, не был ваш новый теппинговый лик, он ни на кого не сможет произвести впечатления, если будет звучать как зудение пчелы увязнувшей в варенье.
Так что мы пройдемся по некоторым наиболее распространённым трудностям, с которыми встречается любой гитарист в поиске хорошего звука. Я постараюсь объяснить важность использования собственных ушей, вместо того, чтобы советовать совершать абсурдные траты на новое оборудование. Многие люди винят свою аппаратуру за недостатки в звучании, но, на самом деле, часто проблема в чем-то, что можно легко исправить если изменить технику игры или более рассудительно покрутить ручки.
Фидбэк
Одна из самых больших проблем состоит в том, что то, что звучит хорошо для вас одного не работает также хорошо в группе. Например, большое количество перегруза может упростить для вас игру быстрых шред-ликов во время ежедневной репетиции в своей спальне, но если вы используете те же настройки на выступлении, то есть реальная опасность, что никто не сможет услышать, что именно вы играете. Дисторшн добавляет шум в ваш звук, а когда у вас за спиной стоит целая группа, то этот шум порой может мешать разобрать какую, собственно, ноту вы играете. Уменьшение уровня перегруза может потребовать от вас более аккуратной игры, но на эту жертву стоит пойти, если это поможет вашей музыке в целом звучать лучше.
Кроме вышеописанного, тех, кто использует много перегруза, поджидает ещё один неприятный сюрприз: высокий уровень громкости увеличивает риск фидбэка. Конечно, фидбэк это не всегда плохо — Пит Таунсенд и Джими Хендрикс были первооткрывателями использования контролируемого фидбэка, как музыкального эффекта, а многие современные гитаристы, как Джо Сатриани, создали множество отличных вещей с его использованием — но в данном случае я имею ввиду фидбэк, который заставляет вашу гитару вопить, когда вы её об этом не просили. Когда вы выкручиваете ручку на 11, малейший раздражитель заставить вашу гитару сорваться в пронзительный вой, поэтому те, кто привык играть громко и с большим перегрузом, должны помнить маленькие хитрости: выкручивать ручку громкости на гитаре на ноль, когда не играешь, сохранять дистанцию с усилителем и, конечно, очень аккуратно приглушать струны, которые не должны звучать. Если вы можете поклясться, что всё это делаете, но у вас всё равно есть проблемы с фидбэком, то вероятно нужно уже признать, что вы используйте просто нереальное количество перегруза.
Важно понимать, что есть два разных типа перегруза. Первый образуется в предусилителе (звукоформирующий элемент усилителя, он управляет тембром и коэффициентом усиления) и характеризуется размытым звучанием, которое знакомо каждому, кто пытался заставить звучать свой усилитель грязно на низкой громкости. Второй является результатом перегруза оконечного усилителя (элемент усилителя отвечающий за общий уровень громкости, выставляемый ручкой Master Volume). Этот тип перегруза звучит более мелодично — гитара отзывчива и вы получаете столько сустэйна, сколько нужно, но общий тембр очень гладкий, без шершавости и шумов дисторшена предусилителя.
Ламповые усилители очень ценятся за искажения в оконечном усилителе — чем больше вы нагружаете ламповый усилок, тем сильнее он «поёт» — именно так было создано большинство классических звучаний рок гитары, которые мы знаем и любим. Конечно, Даймбэг Даррэлл из Pantera получает фантастический звук из транзисторного (не лампового) стэка Randall, но это скорее исключение, чем норма. Большинство рок-гитаристов предпочитают играть через ламповые усилители, а большинство успешных транзисторных разработок все равно включают функцию эмуляции ламповой схемы (откровенно говоря, если вам нужен чистый, резкий звук на высоком уровне громкости, то вы скорее предпочтёте транзисторный усилитель; но позвольте вашим собственным ушам принять решение).
Fender Supro 1690T Coronado, тот самый, который принадлежал Джимми Пейджу
Как известно, нормальный усилок звучит лучше всего, когда работает на полную, поэтому имеет смысл использовать усилитель, который при выкручивании на максимум звучит на нужном уровне громкости. Если вы купите Адский Усилитель и никогда не найдёте удобного случая настроить его правильно, то это будет всё равно, что ездить на Ferrari по пробкам. Если масса ситуаций, в которых неплохо бы иметь относительно маломощный ламповый усилитель — например, выступая с группой вы обнаружите, что звукооператор яростно отвергает идею «сделать гитару на сцене погромче» (потому что его работа состоит в том, чтобы получить отдельный сигнал для каждого инструмента, а звучание стены Marshall’ов на полной громкости будет воздействовать на каждый микрофон, стоящий на сцене). Что касается студии, то я только напомню вам, что в ранних вещах Led Zeppelin Джимми Пейдж использовал слабенький усилитель Fender Supro для записи отнюдь не «слабеньких» гитарных партий…
Эквалайзер
Другой неотъемлемый элемент в достижении звуковой нирваны это эквалайзер. Представьте звуковой диапазон, где с одной стороны гудящие инструменты (например «бочка» или бас), а с другой стороны высокие (например, тарелки). Именно такой подход используют звукорежиссёры и звукоинженеры, когда микшируют запись — вместо того, чтобы просто крутить ручки громкости, они пытаются выделить каждому инструменту свои частоты, чтобы каждый звук был на своём месте в звуковом спектре.
Как гитарист, вы должны искать такую часть звукового диапазона, которая меньше всего нужна другим музыкантам. Вы найдете свою нишу где-то в середине, так что лучшим выбором будет посильнее выкрутить ручку Mid на усилителе. Я знаю, что гитара с большим количеством средних частот звучит слишком примитивно и гнусаво, когда вы слышите её отдельно, и многие «диванные» гитаристы стремятся к звуку с относительно слабой «серединой», но, поверьте мне, в группе такое звучание будет восприниматься как слабое и вялое. Если же вы добавите средних частот, то ваш звук не только начнёт лучше выделяться, но и не будет «давить» звучание товарищей по группе. Каждый будет услышан и каждый будет счастлив, включая аудиторию!
Более того, если вы хотите, чтобы ваши соло лучше «прорезались» через общее звучание группы на концерте или при записи, то подкручивание ручки Mid может быть столь же эффективно, как и повышение громкости, а на некоторых гитарах, именно для этих целей, установлен переключатель mid-boost.
Расхваливая преимущества средних частот, я должен заметить, что из всего вышесказанного есть исключения: очень чистый, стеклянный фанковый звук часто используемый в поп записях (где роль гитары заключается больше в создании перкуссивного эффекта, чем игре основной мелодии) или резкие металл-риффы, как у Джеймса Хетфилда из Metallica. Звучание этого хрустящего, дьявольского ритма по-английски называют буквально «продавленный» (scooped), это означает, что басы и высокие частоты усилены, а средние урезаны (представьте графический эквалайзер установленный V-образно). Добавьте большую дозу перегруза и вуаля – это звук Сатаны! Такой звук очень хорош, если используется в подходящем месте, но помните, что он использует большую долю частот, обычно отведённых для басиста. При правильном подходе, комбинация «проваленной» гитары и баса может звучать как один инструмент с монстрообразно толстым звуком (а это отличная вещь!), но это хорошо применимо в тяжёлой, риффовой музыке; в большинстве других случаев, более важно слышать бас отдельно.
Эффекты
В продолжение темы работы над разборчивостью звучания, пришло время сказать пару слов об эффектах. Большинство заводских «пресетов» в гитарных процессорах настроены с целыми волнами ревёрба и хоруса, преступно громким дилэем и слишком большим количеством перегруза. Почему? Потому что производители знают, что их потенциальные покупатели будут пробовать процессоры в магазинах. Чем насыщеннее будет звук пресета, тем сильнее он впечатлит клиента. Но когда вы в первый раз возьмёте этот процессор на репетицию с группой, то обнаружите, что приходится уменьшать количество каждого эффекта. Обработка сигнала это замечательная вещь в умеренных дозах (совсем как абсент), но при злоупотреблении им, вы потеряете ясность (точно как абсент!). Если вы утопите гитару в эффектах, то её звучание станет более далёким, как если бы звук доносился через стену из соседней комнаты.
Ещё один нюанс в отношении эффектов, связан с громкостью на которой вы играете и природой окружающего пространства. В двух разных зданиях не может получиться одинаковый звук, каждое помещение обладает собственным, присущим только ему эхом, это понятно по названям разных типов ревёрба — «Cathedral» (кафедральный собор), «Small Hall» (маленький зал), «Live Room» (гостиная) и тому подобное. Если помещение уже само по себе производит эхо, то довольно логично будет убрать искуственный ревёрб, генерируемый вашим оборудованием.
Конечно, важность этого зависит от размеров и формы здания, не говоря уже о поглощательной способности поверхности стен. Однажды я был на гастролях в Германии и половина помещений были переоборудованными пивоварнями, тогда я своими ушами услышал, что происходит когда вы помещаете шумную рок-группу в огромный концертный зал с высокими потолками и множеством металлических труб. В таких местах эхо становится неестественно чётким, и единственное, что можно сделать это выставить все эффекты на самый минимум и ограничить громкость.
Регуляторы Tone
Простите, если это прозвучит банально, но я думаю, что многие гитаристы упускают множество звуковых вариаций, которые могли бы извлечь из своей гитары, если бы поигрались с регуляторами громкости (Volume) и тембра (Tone). Если ваш усилитель настроен на совершенно чистый звук, то ручка Volume меняет именно то, что на ней написано, но с перегрузом она влияет не только на громкость, но и на «жирность» того, что вы играете — гитара производит «толстый» звук, если ручка выкручена на полную, уменьшая громкость вы делаете звук более «тонким». Скрутив её почти до минимума вы получите очень полезный чистый звук, более острый и качественный, чем тот, который слышите включив канал Clean на усилителе. (Для наглядности послушайте чистый звук на альбомах Ван Халена. Когда Эдди разработал свою подписную гитару MusicMan, то поставил условие, что единственная ручка громкости должна быть подписана как Tone, обосновав тем, что он, в основном, использует её для контроля насыщенности перегруженного звука, а не громкости.) Многие блюз/рок гитаристы могут провести целый концерт используя только один канал усилителя, контролируя уровни громкости и перегруза непосредственно на гитаре.
Кстати, это применимо и когда вы используете канал Clean. Я встречал многих учеников, которые пытались добиться хорошего чистого звука просто включая передний хамбакер и выключая перегруз. Звук получается слишком гудящий, а люди обычно винят в этом своё оборудование. Если эта ситуация вам знакома, то запомните, что уменьшив громкость на пару делений часто можно сделать звук заметно менее толстым и устранить гудение, так что экспериментируйте.
Регулятор тембра тоже игнорируется некоторыми гитаристами — особенно металлисты любят включать бриджевый хамбакер и устанавливать все ручки на 10 по-умолчанию — но очень полезно знать какой спектр звучаний можно получить, покрутив ручку Tone. Если вы неравнодушны к «Woman tone» Эрика Клэптона (то есть звуку, который вы слышите на альбомах Cream) или характерному «гундосому» звучанию соло Роббина Форда, то поймете как можно добиться такого. Разумеется, если вы слишком сильно уберёте тембр, то рискуете получить рыхлый и расплывчатый звук, поэтому лучше ищите золотую середину.
(Маленькое отступление для владельцев стратов, вы можете получить звук очень похожий на классический звук хамбакера, если переключатель звукоснимателей поставить во вторую или четвертую позицию и скрутить тембр для среднего звукоснимателя. Таким образом вы смешаете два звукоснимателя, один гудящий, а другой с более высоким звуком, получив, так называемый, плотный звук.)
Конечно, вы не найдете положение ручки Tone «на все случаи жизни». Если вы используете много флажолетов, то вам нужен будет такой тонкий звук, какой только возможно, но если вы играете быстрые отрывки на относительно чистом звуке и не используете интервалы или аккорды, то обнаружите, что тонкий звук может выделить слабые стороны вашей техники, а уменьшение тембра может сделать звук вашей игры немного более «совершенным». (Вы когда-нибудь удивлялись тому, что джазмены так любят убирать тембр? Или почему ваши отрывки в стиле Вая звучат более гладко, если вы переключаетесь на нековый звукосниматель?)
Медиаторы и пальцы
У вас когда-нибудь было, что вы подходили к гитаристу после концерта, спрашивали его, как он добивается такого удивительного звука и получали мало полезный ответ «Всё дело в пальцах, чувак»? Я допускаю, что они могут просто не захотеть чтобы кто-то узнал какие звукосниматели используют или какие цепочки педалей используют (некоторые люди ревностно хранят свои «секреты фирмы»), но, в основном, хорошее звучание на самом деле в пальцах.
То, как медиатор бьет по струнам, это очень характерный фактор. Например, если вы используете плоскую сторону медиатора (то есть, плоскость медиатора параллельна струне), то получаете округлый, полный звук, именно так были созданы лучшие лики Джорджа Бенсона. Если, с другой стороны, вы, держа медиатор, слегка повернёте указательный палец вовнутрь, то получите позицию, в которой медиатор повернут под углом 45°. Таким образом вы будете бить струну краем медиатора, это даст вам более оформленный звук и скрежещущую атаку, похожую на самые яростные моменты музыки Гари Мура. Первый подход обычно считается «правильным», но я думаю, что они оба верны — если вы хорошо умеете использовать медиатор под разным углом, то увеличиваете свою звуковую палитру не заплатив ни копейки.
Ещё один параметр, который нужно рассмотреть: в какой части струны использовать медиатор? Игра рядом с бриджем дает тонкий, металлический звук, перемещая медиатор ближе к грифу, вы делаете звук полнее и теплее (если вы достаточно дотошны, то попробуете звукоизвлечение над грифом — получается довольно причудливый Заппа-подобный звук). Запомните, что играть быстро становится очень сложно, если вы отклонитесь слишком близко к грифу, особенно если вы предпочитаете мелкокалиберные струны, здесь уменьшается натяжение, увеличивается ход струны, и создаётся ощущение, что вы играете на резинках.
Джеф Бэк: Медиаторы для педи… хм… феечек
Разумеется, вы всегда можете попытаться жить без медиатора. Джеф Бэк как-то сказал крылатую фразу: «Медиаторы для феечек» (в оригинале «Picks are for fairies», fairy – фея, волшебница, эльф, гомосексуалист), и, хотя это довольно оскорбительно и для тех кто играет медиатором и для «феечек», нельзя поспорить с тем, что Джэф создал широкий спектр звучаний, используя только пальцевый подход. Есть и более конкретные вещи касающиеся пальцевой игры — вы почувствуете, что у вас есть больше контроля, и многие утверждают, что так ноты звучат чище.
Если вы сильно привязались к своему медиатору (а некоторые вещи, бесспорно, невозможно сыграть без него), то можете попробовать комбинировать медиатор и пальцы, чтобы взять лучшее от обоих подходов. Такой стиль игры обычно ассоциируется с кантри гитаристами — Альберт Ли, Джерри Донахью, Дэнни Гаттон, Брент Мэйсон, Скотти Андерсон, список можно продолжать, но послушайте Брэтта Гарседа, Бамблфута (ранее известного как Рон Тол) или, конечно, Стиви Рэй Вона, вы услышите совершенной другой подход к применению комбинированной пальцево-медиаторной техники.
Регулировка гитары
Следующая вещь, о которой вам стоит подумать, это регулировка гитары.
Низко опущенные над грифом струны могут упростить игру, но такое положение не дает им достаточно пространства для вибрации, поэтому попытки сыграть громкие ноты будут звучать ограничено, а чем выше вы поднимете струны, тем громче будут ноты. Проблема только в том, что достаточно долгая игра с высокой посадкой струн вызывает боль, поэтому вам нужно найти компромисс, при котором ноты звучат как должны, а вы не испытываете ненужных страданий.
Подобным образом, мелкокалиберные струны позволяют вам играть без особых усилий, но и ноты звучат слабее, отчасти потому что над магнитом звукоснимателя колеблется меньше металла и отчасти, потому что у таких струн недостаточно энергии, чтобы заставить корпус гитары вибрировать как надо. Толстые струны не только звучат лучше, они более прочные и лучше держат строй, но тут снова вылезает фактор боли — если у вас комплект .014″, то бенды шестой струны на тон могут привести к травме! Как и в предыдущем случае, вам нужно искать компромисс между звучанием и комфортностью. Я не советую вам резко менять струны на вдвое более толстые, но, честно говоря, если вы увеличите калибр, то ваши пальцы, привыкнув в ним за месяц или два, начнут чувствовать себя так же легко, как раньше, зато звук станет более внушительным. Это подводит меня к следующей главе…