Собеседование. Помните, в момент продажи все выглядят восхитительно. Когда вы проводите собеседование, все внимание продавца сосредоточено на вас, и вы для него — самое главное живое существо на планете. Как только дело доходит до бизнеса, ничего этого уже не происходит. Приоритет сразу перемещается на действительные персональные нужды. Во время собеседования понять это крайне тяжело, потому что каждый осознает, как важно уметь продать себя во время интервью. Как же решить эту проблему? Тщательно просматривайте рекомендации. Задавайте любые вопросы, которые приходят вам в голову, например, есть ли у вашего кандидата репутация человека, мгновенно отвечающего на телефонные звонки, как много времени у него обычно уходит на выполнение работы, кто он по гороскопу и тд.
Не обольщайтесь обещаниями, как бы фантастически они не звучали. Если они кажутся невероятными, может быть, так оно и есть. Многие кандидаты, желая получить работу, начинают обещать многое, на что просто не способны. Они знают, что когда это им действительно не удастся, вы вряд ли уволите их — артисты редко любят вносить изменения в свой персонал. (Эти же люди прекратят отвечать на телефонные звонки, если ваша звезда вдруг померкнет.) Врут кандидаты при собеседовании и потому что знают, что их конкуренты все равно тоже будут врать. По правде сказать, никаких волшебных работников просто не существует; секрет успеха в музыкальном бизнесе тот же, что и в любом другом — разумное планирование, аккуратная работа и добросовестное выполнение. Когда обещают “срезать”, обычно ничего из этого не выходит.
Кто делает работу? Узнайте, кто именно будет заниматься ежедневной работой. Может быть, это и не тот человек, с которым вы встречаетесь. Все профессионалы любят иметь перманентный персонал, некоторые в большей степени, некоторые — в меньшей. В некоторых компаниях персонал беспрестанно растет и сокращается, что приводит к вечному калейдоскопу лиц. Есть и более стабильные в этом отношении фирмы. Так что узнайте и, опять-таки, обязательно поинтересуйтесь рекомендациями.
Оплата. Без колебаний спрашивайте, сколько денег берет ваш кандидат за работу. Я прекрасно знаю, какой это деликатный вопрос, и все равно он должен прозвучать — в противном случае вас может ждать какой-нибудь неприятный сюрприз. С осторожностью относитесь к людям, которые постараются ускользнуть от ответа или нарисуют расплывчатую картину. (Если вам уж совсем не по душе обсуждение гонораров, пусть этим займется какой-нибудь другой член вашей бригады.)
Личность. Считать, что от личности человека всецело зависит, как он работает — это миф (если вы, конечно, не нанимаете полного идиота). Есть люди, которые делают много шума и стучат кулаками по столу, но если они умны и опытны, они на многое способны; впрочем, не на большее, чем те, которые умеют вести себя спокойно, если они умны и опытны. Некоторые орудуют рапирой, некоторые — саблей, но и то, и другое весьма эффективно.
Помните, вы нанимаете людей, которые сделают вашу профессиональную жизнь — не попутчиков для автобусной экскурсии. Если вы сдружитесь с вашей бригадой — это прекрасно, но это еще не главное. (Разве что с персональным менеджером неплохо бы находиться чуть более, чем просто в деловых отношениях.) Я не к тому клоню, что необходимо нанимать неприятных людей (или людей с характером саламандры), а к тому, что совсем необязательно рассчитывать на дружеские отношения. Находиться на некотором расстоянии даже полезно. Известно, что хирурги предпочитают не делать операций своим родственникам. Главное, что требуется от профессионала, — обеспечить объективность работы.