Занимательная теория музыки стр.112

Когда у Леопольда Моцарта (отца Вольфганга) спросили, для чего форшлаги пишутся мелким шрифтом, он ответил: «Если написать крупную ноту, то исполнитель может прибавить к ней еще один форшлаг, и тогда м^жет получиться вместо диссонанса консонанс», то есть нота, входящая в гармонию. Поэтому перед септимой форшлаг всегда короткий.

Трель (от итал. 1г|11о — дребезжать) представляет собой быстрое повторение основного звука и прилегающего к нему верхнего (вспомогательного звука). Как правило, любая трель начинается с основного звука, характеризующего звено мелодического хода. Особенно важно соблюдать это правило в мотивных началах после предшествующей короткой ноты или скачка на большой интервал вверх (распространенные случаи в музыке И. С. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, искажаемые многими исполнителями).

Трель, предшествующую любой остановке, мелодической опоре или устою, а также все длинные трели на кадансовой доминанте лучше (и правильнее) начинать играть с верхней секунды.

Обозначается трель двумя буквами латинского алфавита и, которые ставятся над нотой. Если трель короткая, то обозначение ее ограничивается лишь этими буквами, если же более длинная,— то к буквам    как их продолжение присоединяется волнистая линия __Если над знаком трели ставится какой-либо знак альтерации, то он всегда относится к верхнему вспомогательному тону. Трель обычно имеет заключение, выписываемое мелкими нотами:

Мордент (от итал. тогсіете — острый, кусающий) представляет собой разновидность мелизма, состоящего из основного звука и верхнего или нижнего вспомогательного с возвращением к основному.

Существуют следующие разновидности мордентов.

1. Простой л», образующийся из основного звука, верхнего вспомогательного и возвращения к основному (то есть получается как бы один оборот трели).

2. Простой перечеркнутый 4*. состоящий из основного звука, нижнего вспомогательного и возвращения к основному.

3. Двойной л«, то есть дважды повторяемая фигура простого.

4. Двойной перечеркнутый , то есть дважды повторяемая фигура простого перечеркнутого, как в примере 108.

Все виды мордентов исполняются за счет длительности основного звука (над нотой которого стоит знак мордента). В простых и двойных мордентах верхний вспомогательный звук возможен на расстоянии большой и малой секунды в зависимости от ступени ладотональности. В перечеркнутом и двойном перечеркнутом — нижний вспомогательный звук в большинстве случаев находится на расстоянии малой секунды от основного звука.

Перечеркнутый мордент играется всегда одинаково, начинаясь одновременно с басом. Простой мордент, по старинным правилам, начинается с верхней секунды и таким образом является вариантом длинного форшлага. Его начало (как и перечеркнутого) совпадает с басом, ударение, смысловой акцент приходится на первый звук, на «гармонический конфликт».

Если верхняя секунда предшествует морденту в плавной мелодической линии, то она не повторяется, и мордент начинается с основной ноты.

Мордент, начинающийся с верхней секунды, часто употребляется при остановке движения, являясь, подобно длинному форшлагу, гармоническим задержанием с акцентом на верхней вспомогательной ноте, играющейся вместе с басом. В быстрых темпах, особенно при наличии в мелодии верхней секунды, эта последняя повторяется только при остановке движения (например, в пьесе Ф. Куперена «Вязальщицы»).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒