Занимательная теория музыки стр.111

Мелизматика (она же орнаментика) возникла еще в глубокой древности до изобретения нотации и, конечно, в первую очередь была тесно связана с голосом. С изобретением инструментария возникают подражательные приемы различных мелодических украшений, идущие опять-таки от мелоса, пения, интонации. В эпоху средневековья орнаментика стала живо проникать в григорианский хорал, несмотря на противодействие главарей церкви. Церковное одноголосное пение использовало преимущественно долгие протяжные звуки. Эта монотонность, конечно, надоедала и исполнителям, и слушателям. Исполнители по своему разумению дробили эти долгие, протяжные звуки на более мелкие, которые окружали основной долгий тон.

В старинной инструментальной музыке, в которой в основном преобладали щипковые (лютня) и клавишно-щипковые 1клавесин) инструменты, также обильно применялась мелизматика. Однако причина ее возникновения здесь была противоположной вокальной мелизматике. Если в последней протяжный, долгий звук дробился, то в инструментальной музыке мелизматика как бы способствовала продлению звука, который на старинных инструментах быстро затухал.

И все-таки, несмотря на то, что с течением времени все виды мелизмов приобрели как будто бы определенное значение в смысле их расшифровки, на практике у разных исполнителей трактовка одних и тех же украшений по-прежнему допускает значительную свободу.

Влияние исполнительской практики сказалось на инструктивном редактировании многих изданий сонат В. Моцарта и Л. Бетховена. Поэтому нередко, просматривая один и тот же текст, можно натолкнуться на одинаковое толкование перечеркнутого и неперечеркнутого форшлагов (см. пр. 105 а, б, в).

Разноголосица в педагогической практике — предпочтение одних редакций перед другими — понуждает нас остановиться на наиболее распространенных приемах расшифровки мелизмов.

Итак, форшлаг (предудар), неперечеркнутый по традиции в современном нотопечатании, продолжает существовать в издании старых мастеров. Однако по сути это никакой не форшлаг, так как исполняется за счет длительности ноты, перед которой стоит, забирая половину ее на себя. Самым популярным и знаменитым образцом может служить «Рондо в турецком стиле» из Сонаты ля мажор для фортепиано В. Моцарта. Во времена Моцарта и раньше его употребляли, считая, очевидно, неудобным («неэтикетным») писать на фоне какого-либо аккорда чужую ему ноту, хотя в звучании нисколько не порицали это явление.

Форшлаг может быть из нескольких звуков, идущих по гамме или аккорду; на любой интервал от основного звука; в музыке помпезного, торжественного характера форшлаг может быть аккордом, предваряющим самого себя.

Неперечеркнутый форшлаг иначе называют долгим. Перечеркнутый — коротким. Неперечеркнутый в настоящее время не применяется:

Иоганн Кванц — немецкий флейтист и композитор в своей школе «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» (1752) — одном из важнейших источников сведений по музыкальной практике XVIII века — писал: «Диссонансы выражают страсти (Ьё1с1еп5сНаЛеп), консонансы их успокаивают, поэтому разрешение следует играть тише». В этом главный смысл долгого форшлага. В трехдольном размере, например, ему отводится две трети длительности главной ноты.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒