Более высокую ступень осознания человеком самого себя находим в открытиях археологии. Рисунки первобытного человека, сохранившиеся на стенах пещер до нашего времени, свидетельствуют о зарождающейся способности к абстрагированному мышлению. Появление письменности свидетельствует о высокой степени развития этой способности. Беспрерывно совершенств} я свой разум, человек создал и продолжает создавать новые науки и искусства, накапливать огромные ценности в технике.
Среди искусств самое абстрактное, самое опосредованное в смысле выражения и в то же время самое выразительное по силе воздействия — это музыка.
Возвращаемся к четырехструнной лире. Во времена ее господства музыка, бывшая покорной служанкой поэзии, стремилась к «самостоятельности». Наверное, если не самому Орфею, то другим музыкантам надоело бренчгть только на четырех струнах. Попробовали увеличить их количество. И вот постепенно стали появляться новые инструменты. Их строй нашли, пользуясь известным со времен Пифагора подобием в простых соотношениях звуков по квинтам: фа—до—соль — ре—ля —ми—си.
Присмотрись к положению каждого последующего звука, начиная от до в этом ряду квинт. Оно симметрично по отношению к предыдущей и последующей квинтам. Иначе говоря, фа относится так к до, как До — к соль—, до в свою очередь относится к соль так же, как соль — к ре и так далее. А вот как выражается эта цепочка квинт в числах:
фа |
до |
соль |
ре |
ля |
ми |
с и |
Т |
Т |
Т |
«8“ |
Эта симметричная схема уникальна’, она наглядно иллюстрирует единственную возможность визуально-акустического расположения звукоклавишной последовательности