Именно натуральный звукоряд становится отличным ориентиром в настройке инструментария. В пение внедряется сопровождение. Полная победа темперированного строя в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха ознаменовалась новой эпохой в истории музыкальной культуры. Отныне уже не отдельные разрозненные звуки, но много звуков, организованных по гармонической вертикали, стали слагаемыми музыки.
Пока существовали монодические лады, никакой звук не становился главным. С победой гармонической вертикали, выведенной из натурального звукоряда, впервые появляется тонический центр, выраженный не одним звуком, а аккордом. Таким образом, в мелодике все стало подчиняться одному тону, в гармонии — аккорду.
Выяснение соотношений именно аккордов, а не только отдельных тонов звукоряда, привело к современному пониманию лада. Основа этого понимания была заложена в XVIII веке Ж. Ф. Рамо. Нашим читателямпианистам он, мы полагаем, знаком как композитор (хотя бы по его знаменитой пьесе «Тамбурин»), Но Рамо широко известен и как ученый-теоре-тик, написавший «Трактат о гармонии». То было благодатное время, когда композитор, исполнитель и теоретик представляли собой единую ипостась в триединстве.
Мы завели такой длинный разговор о ладе, а до сих пор не дали формулировки: что же такое лад? Дело в том, что в большинстве учебников старого и нового типов определение лада выводится из анализа мелодии без учета роли гармонии. Такое определение, конечно, имеет право на существование, но, будучи односторонне правильным, оно в то же время неполное.
Вот теперь настала пора наладить нам тот несогласованный набор слов (лад, называться… и так далее) и кое-что добавить.
Ладом называется система согласования звуков или аккордов, причем один из них (звук или аккорд) является главным, опорным, устойчивым, завершающим, как будто поставлена точка, если бы это была словесная речь.
Разумеется, в музыкальном произведении (песне, романсе, инструментальной пьесе) мелодия может завершиться терцовым или квинтовым
(реже другим) тоном, считая от основного. Но центральный устойчивый элемент все равно присутствует в сопровождающих голосах.
Известные вам с первых этапов музыкального обучения два лада м а-жор и минор мы хотим объяснить, исходя из нашего руководящего принципа, что все существующее происходит из природы.
Мажорность бесспорно ощутима в звучании пятого обертона. Для обнаружения этого достаточно проделать известный уже вам по главе «Музы кальная система» опыт нахождения обертонов.
На хорошо настроенном рояле следует нажать педаль, затем беззвучно довести пальцами до дна клавиатуры звуки-клавиши до—ми—соль в первой октаве и резко ударить по клавише до большой октавы. Теперь снимите педаль, а руку с задержанными у дна клавиатуры клавишами до—ми—соль оставьте, не снимая. Вы услышите слабые, но явственно ощутимые звуки аккорда (до—ми—соль). После этого эксперимента каждому должно быть ясно, что мажорное трезвучие существует в природе как закон резонанса. В числовом отношении гармоники, образующие мажорное трезвучие, выглядят так: \:ъ