Как научить играть на гитаре стр.35

Большой палец используется также в таких ситуациях, когда нет времени для переноса пальцев т-а-і из верхнего регистра на басы:

Для развития беглости пальца р можно порекомендовать следующие упражнения:

Для тренировки игапао очень полезно играть гаммы во всех двадцати четырех тональностях (дуолями, триолями и т. д.), некоторые из них — в двух аппликатурах. Главное при этом — не напрягать излишне кисть, следить за правильностью движений, доводя владение ими до автоматизма.

Ароуапао

Преимущества игры пассажей ароуапао следующие: более плотный и сочный звук, бблыиая динамическая шкала, более высокий темп исполнения. Пассажи из пьесы «Заклинание и танец» желательно играть ароуапао:

X. Родриго. «Заклинание и танец»

Пассажи большой продолжительности также лучше играть ароуапсю:

При игре ароуапёо можно применять либо два пальца (г-т), либо три (а-т-1). Второй вариант более эффективен, так как заставляет работать палец а наравне с другими. Гамма, исполненная ароуапао тремя пальцами, звучит более цельно и допускает больший темп. Для неопытного исполнителя, однако, этот прием таит в себе опасность ритмического сбоя. Вместо:

может получиться:

Этой ошибки можно легко избежать, если при освоении ароуапао тремя пальцами играть только квартолями. Вначале это не совсем удобно, так как нота с акцентом играется каждый раз новой аппликатурой. Со временем это неудобство преодолевается. Можно посоветовать следующие упражнения:

При игре ароуапс1о очень важно четко ощущать переход с одной струны на другую. Амплитуда движений пальцев больше, чем при Игапс1о — это несколько облегчает задачу:

Для усложнения процесса можно играть через струну:

Для лучшей разработки пальцев можно чередовать аппликатурные формулы: а-т-1; г-ш-о; т-а-г. Но эти аппликатуры используются только в упражнениях. Исполнительским вариантам нет конца, их можно придумать множество, применяя самые удобные и результативные.

Использование ароуапсю тремя пальцами вносит свои коррективы в аппликатуру правой руки. Как правило, исполнитель старается, чтобы на одной струне было ровно три звука (соответственно аппликатуре а-т-1). Это значительно облегчает использование данного приема. Например, «стандартная» аппликатура гаммы С-с1иг такова:

При использовании трех пальцев аппликатура может быть следующей:

Подобная аппликатура принуждает гитариста особенно следить за ровностью исполнения гаммы.

Следующий пример демонстрирует применение данной аппликатуры в Этюде № 7 Э. Вила-Лобоса (первый пассаж):

вопросы исполнительской техники

Для успешного исполнения гаммообразного пассажа нужно иметь четкое представление о том, как он должен прозвучать: в каком темпе, динамике, тембре. Для ясности выполнения его можно разделить на определенные отрезки, наметить звуки, на которые можно опереться или от которых можно оттолкнуться. Этапы такой работы можно продемонстрировать на примере фрагмента из первой части Концерта № 2 А. М. Иванова-Крамского:

Вначале его можно исполнять с акцентами, указанными в приведенном примере: они расставлены очень часто, что сделано для лучшего осознания и проработки данного пассажа. В другой исполнительской трактовке пассаж представляет собой широкую волну с одной опорной точкой-вершиной. Он становится цельным, стремительным, динамичным.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒