В дальнейшем при работе с гаммами задания усложняются и варьируются: могут использоваться более сложные ритмические фигуры, самые разнообразные динамические и артикуляционные приемы. Следует обратить внимание на то, что легато на гитаре довольно условное, однако мы пользуемся этим термином для обозначения максимально связной игры. Вообще, артикуляция при исполнении гамм на гитаре плохо поддается градации. Можно говорить лишь о различной степени расчлененности, нежели о связности звуков. Кроме того, в быстрых темпах грань между стаккато и легато почти стирается, и в этих условиях главное — это ощущение отличия их друг от друга, хотя бы символическое.
Исполнение гамм на зачете по технике не только (и не столько) стимулирует технический рост учащегося, а, в первую очередь, способствует выявлению пробелов в технической подготовке, недостатков, мешающих дальнейшему развитию, и, вместе с тем, путей исправления ошибок и достижения новых высот мастерства.
Этюды
Этюды занимают прочное место в технической подготовке любого музыканта-инструменталиста. Они «позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и… сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными»4.
1 См. в Приложении 1 требования по исполнению гамм на зачете по технике, разработанные автором для Музыкального колледжа при МГИМ им. А. Г. Шнитке. Цит. по: Мордкович Л. Изучая педагогическое наследие П. С. Столярского // Вопросы начального музыкального образования. М., 1981. С. 44. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1994. С. 74. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1961. С. 161.
Гитарная литература содержит богатейший пласт произведений этого жанра, написанных композиторами двух последних столетии К сожалению, он до сих пор не получил должного изучения и систематизации. В данном разделе статьи мы попытаемся отразить свой взгляд на проблему более полного освоения этого весьма обширного материала, а также выскажем некоторые соображения о цели исполнения этюдов на технических зачетах и критериях такого исполнения.
Вначале следует напомнить, что этюд — не просто упражнение на тот или иной вид техники. Первоначально этюды предназначались только для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но с развитием этот жанр постепенно приобрел художественную значимость, стал трактоваться как яркая виртуозная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом, этюды можно разделить (впрочем, довольно условно) на дв л вида: инструктивные, то есть упражнения, оформленные в пьесы, и концертные. Исполнение последних являются, скорее, показателем уже достигнутого технического уровня, нежели средством его достижения, тогда как инструктивные этюды представляют огромную ценность для развития техники.
Какова же цель исполнения этюдов на зачетах по технике? Сколько этюдов необходимо прорабатывать в течение года, и сколько готовить к зачету? Наконец, какой этюд считать вполне выученным?
В программе специального класса шестиструнной гитары указано, что в течение учебного года студент музыкального колледжа обя-