Основные начальные аккорды
Буква без дополнительных обозначений па последующих схемах аккордов, как, например, в первом или в четвертом из них, подразумевает, что это мажорный аккорд. Кажется, можно было бы обозначить это с помощью большой буквы М (major): СМ или DM, но вполне достаточно только буквы тональности. Маленькая латинская буква m рядом с большой буквой указывает, что это минорный аккорд. Так, девятый аккорд — трезвучие А (ля) минора, четырнадцатый — малый септаккорд А (ля).
Вес другие септаккорды, показанные на схемах, — это доминаитсепт-аккорды. Вы уже знаете, к примеру, что С7 — это аккорд напряжения в тональности С Поскольку он создает ощущение предвосхищения аккорда С, напряженного ожидания его, то звучание 07 принято называть «доминантным» относительно аккорда С Иными словами, полное название Ст7 — — домииантсептаккорд от ешь. Сокращенно же все доминантсептак-корды обозначаются так: а, А7, С7 и т. д,
Если вы хотите побольше узнать о различиях между разными аккордами (мажорным и малым септаккордами, септаккордом с задержанием и т. п.), обратитесь к более подробному материалу в Приложении. Сейчас же вам следует поупражняться в исполнении этих наиболее употребительных начальных аккордов, играя на всех струнах, не помеченных кре-С1 иком.
Как вы заметили, иногда один и тот же аккорд можно сыграть разными способами. Хотя основное звучание при этом не изменится, но из-за того, что йоты аккорда в разных вариантах играются на других струнах и на иной высоте, возникнут отличия в окраске, или тембре, общего звучания. Например, на обычном фортепиано с 88 клавишами самое нижнее до — это третья белая клавиша слева. Но на клавиатуре есть еще семь нот до, и если аккорд построить на более высокой поте, качество сто звучания изменится, хотя все ноты, входящие в аккорд, сохранят свои названия прежними. На гитаре тоже возможно сыграть разные по качеству звучания аккорды С.
То, что один и тот же аккорд можно сыграть с разными позициями пальцев, позволяет вам достичь большей подвижности и удобства при игре. Если, например, в песне вам нужно сразу за аккордом Е сыграть Н7, вы можете выбрать именно то расположение пальцев в аккорде Е, которое легче всего сменить нужным вам аккордом Н7.
Игра перебором, или арпеджио
В песне «Клен ты мой опавший» (с. 56) — вашей следующей песне -вам придется использовать уже не два, а целых пять аккордов. Вы также научитесь не просто играть аккорды, указанные над словами песни, а читать их обозначения, проставленные над вокальной партией, как это практикуется в фортепианных переложениях или в песенниках. При этом нужно иметь в виду, что каждый такой аккорд действует до тех пор, пока его не сменит другой. Если вы, к примеру, используете обычный удар большим пальцем по всем струнам аккорда, то вы можете сыграть Ет только один раз в начале первого такта, или на первой и третьей долях первого такта, или даже на всех его четырех долях. Все эти варианты будут правильными; главное — сменить аккорд Ет аккордом Ат во втором такте.