Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.119

Зная взаимосвязи работы артикуляционного аппарата и гортани, можно целенаправленно управлять многими качествами тембра.

В нашей практической работе с детьми с целью достижения легкости, полетности и звонкости голосов мы стремились максимально приблизить вокальную позицию за счет унифицированного исполнения всех гласных «на полуулыбке», не боясь получить плоское звучание. Округление гласных вначале осуществлялось лишь за счет стабилизации их заднего уклада, который естественно получается при произношении гласной «У». Целесообразность сохранения позиции рта «на полуулыбке» при произнесении всех гласных оправдана необходимостью закрепить близкую вокальную позицию, что на первом этапе работы является первоочередной задачей. Позже округление звука можно осуществлять и за счет губ, но при направленности внимания учащихся на сохранение близкой вокальной позиции. Добиться этого легче, если у детей уже сформированы понятие и вокально-слуховое представление о близкой и далекой вокальной позиции. А начинать работу с детьми с округления звука за счет губ нельзя, так как это приведет лишь к заглублению вокальной позиции голоса. То же самое произойдет, если рекомендовать детям петь «на зевке». Более ценный прием, который использовал на занятиях с хором мальчиков А. В. Свешников: это зевнуть перед началом пения, так как при этом снимаются все мышечные зажимы голосового аппарата и активизируется мягкое нёбо, но не петь на зевке, так как (обычно дети понимают все буквально) чрезмерно выраженный зевок при водит к перенапряжению зева и заглублению вокальной позиции звука.

Нахождению близкой вокальной позиции способствует сонорные согласные: Р, Л, М, Н, а также «3», где голос преобладает над шумом. С этой целью многие вокальные педагоги рекомендуют использовать «мычание» и «нычание». Согласная «Р» обычно произносится утрированно, что активизирует кончик языка и способствует ясной дикции в целом.

При использовании в вокальных упражнениях различных слогосочетаний мы учитывали степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Согласные, как известно, делятся на звонкие и глухие. По мере удаления места их образования — от губ к гортани — они выстраиваются в такую последовательность: звонкие — М, Б, В, Д, 3, Н, Л, Р, Ж, Г; глухие — П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, X.

Наиболее легкие из них — полярные: М, Г. Чем дальше по ряду от них к середине, тем артикуляция сложнее. Поэтому все дефекты артикуляции связаны с произношением всех согласных, кроме М, Б, Г, X, т. е. полярных. По мере удаления от полюсов в образовании согласных начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка, (середина его или конец), мягкое нёбо. Исправление недостатков следует вести по принципу последовательного введения в упражнение соседних звуков по приведенной таблице.

Следует указать еще на один момент. Все глухие согласные, где голос полностью выключен, тянут голосовой аппарат к речевой, а не к певческой установке. Поэтому они требуют очень быстрого произношения их в пении, как бы «спрессованного» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить и расход дыхания (так как глухие согласные образуются без звука, лишь при утечке воздуха) и способствовать выработке кантилены. Произношение глухих согласных замедляется при вялой артикуляции. Голосовая щель в этом случае задерживается в разомкнутом положении более длительное время, появляется сип. Вот почему с самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒