Принципы обучения пению в России с давних времен формировались в процессе певческого обучения и во взаимодействии с обучением родной речи.
Принципы эти едины для взрослых и детей, для профессиональной и непрофессиональной певческой практики. Разница — в материале, объеме программ и отдельных методических приемах.
Анализ соответствующей литературы и наши практические наблюдения позволили нам выделить ряд общих и специфических принципов обучения пению. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее важные для нашей опытной работы.
Принцип воспитания и всестороннего развития. Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.
Певческий процесс, общение с музыкальным искусством — само по себе мощный воспитательный и развивающий детей фактор. Однако этот процесс может пойти и в нежелательном направлении и не только по причине бездуховного и малохудожественного репертуара. Это связано прежде всего с самим процессом обучения.
Например, развивая у детей аналитическую способность при оценке качеств звучания голоса своих же товарищей, могут возникнуть ситуации, обидные для наиболее слабых учеников. Задача педагога — не допустить этого, воспиты вая у детей доброжелательность к другому при оценке его недостатков.
Тренируя умение учащихся различать эмоциональную выразительность произведения по голосу и мимике исполнителя, учитель формирует у них способность замечать настроение окружающих людей, их внутреннее состояние. Однако главное в том, чтобы учитель, пользуясь ситуацией, пробудил у детей чувство сострадания, вызвал желание прийти на помощь, т. с. воспитывал чуткость к людям.
Овладение певческим искусством — большой труд, который требует волевых усилий, напряжения внимания и т. п. Направленность работы учителя на создание таких установок — один из главных моментов в организации всего учебного процесса.
Таким образом, эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению будет зависеть от направленности работы учителя на воспитание определенных личностных качеств учащихся, а также их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.
Принцип сознательности и творческой активности учащихся — включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении. Возможности для этого мы видим в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его проявлениях с самого первого звука на основе самоконтроля. Все задачи по развитию певческого голоса могут быть успешно решены лишь в том случае, если ученики научатся сознательно контролировать собственное звучание. Они должны не только слушать, но и слышать, т. е. уметь обнаруживать как достоинства, так и недостатки звучания голоса. Этому может способствовать прослушивание и анализ вокального звучания. С этой целью нами была разработана и введена в учебную практику серия устных и письменных заданий, в которых использовали систему вопросов, стимулирующих умственные процессы учащихся.