— беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат и пр.;
— декламация текстов песен, которая рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряже ниями в речи и специфически вокальными напряжениями. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вы текающих из содержания произведения, т. е. является прие мом развития образного мышления детей, что лежит в осно ве выразительности исполнения;
— нахождение главного по смыслу слова во фразе, при думывание названия к каждому новому куплету песни, отра жающее основной смысл содержания;
— вариативность заданий при повторении упражнений и впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональнос ти, эмоциональной выразительности;
— сопоставление песен, различных по характеру, что оп ределяет их последовательность как на уроке, так и на кон церте.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
— для активизации познавательной деятельности учени ков использовали запись в виде плакатов основных правил пения, а также самоконтроль и самооценку в процессе во кального исполнения;
— вопросы, создающие для них поисковые ситуации, что стимулирует мыслительную деятельность;
— соревнование в процессе певческой деятельности меж ду отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;
— юмор как способ стимулировать положительные эмо ции на уроке, повышающие работоспособность учащихся;
— различные индивидуальные задания и рисунки детей на темы исполняемых песен для усиления их эмоциональной от зывчивости;
— одобрение и поощрения, выражение радости со стороны учителя при виде успехов учеников с целью их стимуляции;
— использование легких физических упражнений в про цессе репетиции, что снимает статические мышечные напря жения, улучшает кровообращение, восстанавливает работо способность;
— направленность певческой деятельности на какое-то об щественно полезное мероприятие с целью мотивации процес са обучения и пр.
Использование комплекса данных методов и приемов было направлено на формирование и развитие основных качеств певческого голоса детей путем стимулирования прежде всего слухового внимания, активности, сознательности и самостоятельности, что является необходимым условием для осуществления таких умственных операций, требующих анализа, как: сравнения, сопоставления, обобщения, различения, узнавания.
Таким образом, музыкальная дифференцировка качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основываются на использовании всех указанных видов умственной деятельности. Даже самый первый элемент представления «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, — сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения, внимания и мышечной памяти и т. п.