Таким образом, регистры голоса певца как бы перекрывают друг друга. Схематически это можно представить следующим образом (рис. 5).
Рис. 5. Частотное расположение регистров голоса.
Пространство между сплошными и пунктирными линиями по бокам означает различные варианты ‘регулировок между трудным и фальцетным голосом, а средняя прерывистая ли ния — постепенное изменение равновесия между активными и пассивными продольными натяжениями при пении нисходящего или восходящего звукоряда с постепенным и плавным изменением качества звука.
У каждого типа голосов частотный диапазон регистров должен быть свой. Очевидно, что у женщин и детей он будет сдвинут в сторону высоких частот относительно более низких мужских голосов. На рис. 5 приводятся наши данные типичного диапазона для детей младшего школьного возраста, обучающихся пению: Лям — СиЬ2.
Итак, чтобы нанять происхождение регистров, мы рассмотрели их на примерах взрослых певцов. Грудному и фальцетному звучанию их голоса соответствуют крайние типы настроев гортани — полный и краевой. ,В основе этого явления лежат два типа регулировок голосовых складок: по их длине и толщине. Как следствие этого будет меняться и жесткость.
Активную роль при этом играет величина воздушного потока и степень приведения голосовых складок.
Следовательно, голосообразование в каждый конкретный момент основано на весьма сложном взаимодействии между тремя величинами:
—настроем гортани (полным или краевым);
—степенью приведения голосовых складок друг к другу;
—величиной воздушного потока.
Все эти три величины обеспечиваются (работой дыхательной системы и артикуляционного аппарата певца в соответствии с художественной задачей.
Понимание физиологических механизмов голосообразова-ния дает нам ключ к поискам путей произвольного управления процессом фонации.
1.5. Особенности функционирования голосового аппарата детей в пении
«Функция голосообразования у человека в речи и пении очень сложна. Ее можно понять, лишь изучая результаты исследований специалистов различных наук. Некоторые вопросы морфологии и физиологии голоса еще недостаточно изучены. Однако даже имеющиеся данные необходимо рассматривать с новых, современн1 ых научных позиций и проверять экспериментальным путем»1.
В связи с задачей выявления функциональных особенностей детского голосового органа возникает необходимость остановиться на некоторых вопросах его строения.
Из курса анатомии и морфологии человека известно, что гортань (ларингс) представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц, связок и нервного аппарата.
Она расположена на пути тока воздуха и является частью дыхательного тракта. У взрослых людей гортань занимает область шеи на уровне IV—VII шейных позвонков. Ее вход открыт в гортанную часть глотки, а на уровне VII шейного позвонка она переходит в дыхательное горло. У мужчин гортань расположена ниже, чем у женщин, в среднем на один позвонок. Гортань же детей дошкольного возраста расположена выше на один-два позвонка, чем у женщин. Если у новорожденных детей -надгортанник находится вообще на уровне нёбной занавески, то к 7—8 годам жизни ребенка гортань постепенно опускается до уровня VII шейного позвонка, как у взрослых2.