Рассказ о гитаре стр.21

ства и держатся во время игры так, что лицевая часть грифа музыканту не видна, эти опознавательные знаки врезаются в гриф на боковой его стороне — той, что во время игры обращена вверх и хорошо видна исполнителю.

А сейчас мы подходим к главному различию между серийной и штучной гитарами. Ни головка, ни колки, ни шейка с грифом, как бы по-разному они ни были сделаны, не влияют на звучание инструмента. А корпус не просто влияет на звук, а определяет его.

Главная роль корпуса — усилить звук струны, которая сама по себе звучит слабо. И если говорить о серийной гитаре, то эта роль часто остается единственной. Поэтому корпус серийного инструмента можно делать из строительной фанеры, прессованных опилок, пластмассы. Правда, лучшие музыкальные фабрики, имеющие давние традиции, по-прежнему сохраняют в неприкосновенности если не весь корпус, то хотя бы деку, делая ее, как и полагается, из резонансной ели. Но поскольку и тут остальные детали корпуса изготовляются из обычных пород дерева, без строгого отбора лучших его кусков, о совершенстве звучания говорить трудно.

А корпус штучной гитары не просто усиливает звук струны, но и создает неповторимый тембр сам по себе. Чтобы убедиться в этом, можно даже не прикасаться к струнам, а лишь ударить легонько пальцами по деке и поднести гитару резонаторным отверстием к уху. Станет слышно, как звучит дерево, обработанное руками мастера.

Деку, как и на многих серийных гитарах, мастер тоже делает из резонансной ели, но берет не любой кусок дерева, а присмотрится, ровно ли в нем идут слои, нет ли явных или скрытых пороков древесины. Дно и обечайки делает из палисандра, красного дерева, ореха, некоторых пород клена, иногда из комля березы.

Разумеется, и внешняя отделка штучной гитары выполнена намного тщательнее. Дерево играет сквозь лак своим неповторимым рисунком, и розетка вокруг резонаторного отверстия, набранная из мельчайших кусочков дерева, образует красивый орнамент.

На серийной гитаре в нижнюю часть корпуса вклеена так называемая

Штучная гитара марки Дж. Селласа.

Первая половина XVII века.

пуговка. Она служит для крепления ремня или шнура, который перекидывается через шею, а другим концом крепится к головке. Ремень позволяет играть стоя или на ходу. В штучной гитаре пуговки нет: предполагается, что на такой гитаре играют сидя.

К внутренней стороне деки приклеиваются тонкие еловые реечки — их называют пружинами. Пружины делают деку прочнее, но назначение их не только в этом. Они регулируют упругость деки, делят ее на участки, каждый из которых резонирует по-своему. Впрочем, это касается в основном штучных гитар, а в серийных на первом и часто единственном месте оказывается только прочность. Отсюда и разница в количестве пружин. У серийной гитары их обычно три-четыре, и расположены они предельно просто — поперек корпуса. Л в штучных гитарах пружин бывает до полутора десятков, и каждая из них имеет свое место, продуманное мастером.

Есть разница и в струнах. На серийных гитарах они металлические, а на штучных — нейлоновые. Эта разница имеет свою историю. На старинных гитарах были натянуты жильные струны. Они обладали хорошим тембром, но служили недолго, быстро лохматились, боялись температурных перепадов, влажности и чрезмерной сухости воздуха. Потом научились делать струны из металла. Поначалу гитаристы обрадовались: стойкость, неприхотливость и дешевизна металлических струн устраивали их. А вскоре затосковали по старым, так как новые своим металлическим призвуком мешали тембру дерева. Кроме того, сила натяжения стальных струн больше, и прижимать их к грифу стало труднее. Но возврата к весьма капризным жильным струнам уже, конечно, не было. И вот появился нейлон. Струны, сделанные из него с добавлением специальных присадок, звучат не хуже жильных, и натяжение у них слабее, чем у металлических. Но поскольку нейлоновые струны значительно дороже стальных, ставить их на серийные гитары не имеет смысла: простая гитара сразу подскочила бы в цене.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒