Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.78

Ряд исследователей (А. В. Запорожец и др.) предлагают для углубления слухового восприятия моделировать воспринимаемое при помощи различного рода движений, особенно в тех случаях, когда использование вокальной моторики затруднено из-за отсутствия способности правильно интонировать.

Это, без сомнения, целесообразно, но можно предложить и другой путь: создать такие акустические условия для подачи звукового эталона, при которых восприятие звуковысотного компонента мелодии было бы наиболее полноценным.

Одна и та же мелодия звучит по-разному в зависимости от тембра, динамики, тесситуры, темпа. Формирование правильной вокальной интонации зависит в первую очередь от восприятия звуковысотного компонента при любых сочетаниях акустических параметров звукового эталона, т. е. независимо от способа исполнения.

При необходимости повторить услышанную мелодию своим голосом ученик должен уметь выделять ее звуковысотный компонент, абстрагируясь от всех других звуковых качеств.

Для первого этапа обучения это непростая задача. Затруднения ребенка связаны с неподходящими для него акустическими параметрами звучания, которые мешают полноценному восприятию звуковысотности, и в результате дети не могут повторить мелодию голосом.

Поскольку вокальная работа с детьми на начальном этапе строится в основном по принципу подражания, акустические качества демонстрации звукового эталона должны быть оптимальными для наиболее глубокого восприятия и воспроизведения голосом отдельных звуков, интонаций или целых мелодий.

Наша многолетняя практическая работа убедила нас в том, что между способом вокального показа учителя и качеством последующего воспроизведения учеником существует однозначная взаимосвязь, которая определяется физиологическими особенностями слухового восприятия детей. Имеется в виду их слуховая чувствительность к звуковысотности в зависимости от тембра, динамики, тесситуры и темпа.

Можно предположить, что для каждого возрастного периода детей существуют свои параметры акустических характеристик, при которых звуковысотный компонент выделяется наилучшим образом.

Изучив эти характеристики, можно было бы составить определенные представления о них, что важно учитывать в процессе обучения пению.

С этой целью нами был проведен специальный эксперимент с детьми 5, 6 и 7 лет. Общее количество испытуемых — 81 чел. Дети каждой возрастной группы были разделены на три подгруппы:

1    — дети, умеющие правильно интонировать в достаточ но широком для данного возраста звуковысотном диапазоне;

2    — дети с нарушенной координацией между слухом и го лосом, примарные звуки которых расположены в высокой тесситуре;

3    — дети с нарушенной координацией между слухом и го лосом, примарные звуки которых расположены в низкой тес ситуре, в диапазоне речевого голоса.

Было проведено четыре серии экспериментов в соответствии с четырьмя основными акустическими характеристиками музыкальных звуков.

Первая серия опытов имела целью изучить особенности восприятия звуковысотного компонента в зависимости от тембра звука.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒