Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.47

Если использование клавесина (в силу особенностей звукоизвлечения на нем и характера его звучности) еще не представляет опасности, то фортепиано с его разнохарактерными динамическими и красочными возможностями может резко нарушить ансамбль. Лишь при очень осторожном приспособлении к звуковому миру орфовского инструментария и подчеркивания той стороны характера фортепианного звука, который гармонирует с особенностями металлических штабшпи-лей, можно, но лишь в самом крайнем случае, присоединить фортепиано к ансамблю музицирующих детей.

Ручная и губная гармоники должны быть совершенно исключены, так как характер и манера игры на этих инструментах противоречат звуковому и музыкальному идеалу орфовского «Шульверка».

СМЫЧКОВЫЕ И ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Наряду с певческим голосом и уже упомянутыми духовыми инструментами (о технике игры на которых имеется соответствующая литература) следует, говоря о мелодических инструментах, упомянуть еще о фиделях (они получили широкое распространение в последние годы), которые прекрасно сочетаются со звучанием ксилофонов и маленьких ударных инструментов. Прежде всего из старших детей (начиная, примерно, с десяти лет) может быть образована внутри музицирующего коллектива отдельная группа детей, играющая на фиделях; их участие приучит тех детей, которые играют на ударных инструментах к более нежному звучанию. Сказанное относится к различного рода гуслям и другим щипковым инструментам, которые могут быть включены как мелодические и аккомпанирующие инструменты. Скрипки и альты предъявляют к технике исполнения слишком большие требования; если же овладеть ими технически, они уводят к тому типу выразительного исполнения, которое характерно для высоких ступеней музыкального искусства, а это плохо сочетается с элементарным музицированием. Вот почему их лучше использовать не в роли инструментов, ведущих мелодическую линию, а для обогащения аккомпанирующих и остинатных фигур (агсо или pizzicato). Если они выступают в этой роли, то может быть легко предотвращена опасность их превалирования как сольных инструментов. А вообще говоря, не рекомендуется, чтобы такие сложные инструменты, которыми могут овладеть лишь отдельные ученики, участвовали в ансамбле: невозможно будет выявить присущее им своеобразие, и у играющих может выработаться неправильный взгляд как на особенности орфовского музицирования, так и на задачи солирующего инструмента. Пусть это и звучит парадоксально, но для специального обучения игре на скрипке или фортепиано полезнее, чтобы эти инструменты не применялись в рамках орфовского музицирования; общее свободное проявление ритмических и элементарно-мелодических способностей в совместной игре принесет пользу любому специальному обучению, но не должно нарушать или вступать в конфликт с задачами, стоящими перед этим специальным обучением.

Мы повторяем в этой связи то, на что уже обратили внимание: «Шульверк» Орфа вовсе не стремится подменить собой специальное обучение способных учеников сольной игре или же помешать музицированию на других инструментах. Напротив, «Шульверк» стремится перед и наряду с изучением литературы того или иного стиля или наряду с любым специальным обучением помочь всем детям овладеть основами музыки, которые не исчерпываются разучиванием нескольких песен и некоторыми сведениями из музыкальной теории. Именно с этой целью, именно для того чтобы помочь свободному проявлению индивидуальных творческих способностей, необходимо ограничить сначала звукоряд и общую звучность. Такому естественному и постепенному овладению музыкой мы хотим содействовать с помощью орфовского инструментария, материалов, приведенных в «Шульверке», и методических указаний.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒