Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.46

На литаврах можно играть разными палочками; используются же главным образом палочки с полумягкой головкой

(фильц или кожа, а внутри мягкая набивка). Держат палочки так же, как при игре на ксилофонах; однако тыльная часть рук может быть повернута в стороны.

Литавры обычно ставят так, чтобы слева от играющего находились высокие, а справа — более низкие; вопреки этой традиции мы рекомендуем другую расстановку, соответствующую расположению пластинок на штабшпилях, то есть слева от играющего — низкие, справа — высокие литавры. Таким образом, для всех музицирующих расположение высоких и низких звуков будет единообразным; а это тем более желательно, что все учащиеся имеют дело со всеми инструментами и никакой специализации быть не должно.

Ударять литавры следует всегда у края.

Если имеются большие литавры, то, осторожно пользуясь динамикой, можно применить и их. То же относится и к другим большим ударным инструментам, например к большому барабану, большим тарелкам и другим подобным инструментам. На литаврах и барабанах звучность может быть приглушена, если частично покрыть кожу куском сукна или войлока.

ПО ПОВОДУ ПРИМЕНЕНИЯ ДРУГИХ ИНСТРУМЕНТОВ

БАСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Наряду с применением упоминавшихся простых бурдонных инструментов, литавр и низких ксилофонов (если они имеются) для партии баса могут быть использованы и низкие струнные инструменты. Их превращают в простые бурдонные инструменты, настроив две самые низкие струны на основной тон и квинту желательной тональности; остальные же струны служат либо для удвоения бурдонной квинты, либо как дополняющие звуки желаемого аккорда. Таким образом, для исполнения щипком простого бурдона на пустых струнах нет необходимости овладевать техникой игры на струнных инструментах. Если же среди участников имеются дети, владеющие струнными инструментами, то бурдонное сопровождение не следует ограничивать игрой на пустых струнах: оно может быть обогащено путем использования смычка, игры legato и выдерживания длинных звуков (органных пунктов).

КЛАВИШНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Можно ли использовать рояль, фисгармонию, клавесин или клавикорд? Этот вопрос возникает тогда, когда не хватает других инструментов. Клавишные инструменты имеют возможность воспроизводить весь звукоряд; их включают поэтому в ансамбль, а это ведет к компромиссу — восполняется звучность, но, конечно, за счет единообразия и чистоты стиля. Поэтому мы возражаем против включения фортепиано.

Что же касается старинных клавишных инструментов — клавесина и клавикорда, то, учитывая характер их звучности, они могут быть использованы как заменяющие инструменты. Прежде всего клавесин, который хорошо вписывается в звуковую палитру нашего инструментария, ибо на нем, как и на наших инструментах, невозможно экспрессивное звукоизвле-чение, и внутри выбранного регистра он остается динамически неизменным (клавикорд с его нежным и тихим звучанием вряд ли пригоден для музицирования в больших группах и может быть при случае применен как красочный регистр в сочетании с другими, тихо звучащими инструментами). Клавесин может помочь в любом звуковысотном регистре, не внося чуждого по стилю звучания. Несмотря на все это, следует все же предостеречь от слишком широкого использования старинных клавишных инструментов. Велико искушение заменить совместное музицирование всех участников пением, сопровождаемым клавишным инструментом и несколькими ударными, и тем самым обойти трудности работы с однородным инструментальным составом.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒