Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.52

Всего того, о чем была до сих пор речь,— то есть работы над песенкой, построенной на двух ступенях, и над сопровождением этой песенки на имеющихся инструментах — можно добиться уже на первых уроках. Обогащение формы достигается без всяких дополнительных заданий, просто при помощи повторений и пропусков: так, в качестве вступления может прозвучать одно лишь сопровождение без мелодии или одно исполнение мелодии на блокфлейте или на глокеншпиле. Когда вступает голос, сопровождение может быть ограничено только важнейшими инструментами, в заключении же снова прозвучат все инструменты (tutti). Далее, форма сопровождения может изменяться от куплета к куплету (если требуется, надо сочинить и новые словесные куплеты): один куплет сопровождается только хлопками тех учащихся, которые не сидят за инструментами; другой — игрой на штабшпилях; третий— ударными инструментами без определенной высоты; четвертый — любым иным сочетанием и т. д. и т. п.

Во всех этих упражнениях следует использовать новые функции отдельных инструментов и певческих голосов, но не ставить перед детьми новые технические проблемы. Поэтому все эти упражнения прекрасно подходят для закрепления изученного и для совершенствования в ощущении формы. Ученики должны прислушиваться к «словам-призывам» (и к «звукам-призывам»), указывающим на вступление их инструментов. Благодаря повторениям совершенствуется или разбалтывается, если не уделять ей должного внимания, техника игры на всех инструментах.

НАЧАЛО ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ

И ТВОРЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

На первых уроках мы умышленно ограничиваем до минимума все подготовительные упражнения, чтобы само музицирование сразу же вызвало у детей радость. Однако нельзя забывать о серьезном отношении к делу; уже с самого начала следует добиваться, чтобы учащиеся почувствовали: здесь, как и в любой другой деятельности, необходима основательная работа.

Поэтому уже на втором или третьем уроке можно приступить к более развернутым упражнениям, которые, если проводить их правильно, принесут детям не меньше радости, чем само музицирование. Музицирование вырастает из импровизации, и поэтому все упражнения должны подготавливать к импровизации и творчеству.

Первая предпосылка для успешной импровизации — основательное знание материала и инструментов, которые служат для этой цели. Поэтому техникой игры на штабшпилях следует овладеть настолько, чтобы дети свободно играли на них в объеме заданного звукоряда. Пока учащиеся еще недостаточно освоили игру на штабшпилях, мы проводим упражнения по импровизации только на тех инструментах, на которых они играют без затруднений. Таковыми опять-таки являются руки, производящие хлопки, и топающие ноги, а затем маленькие ударные инструменты, которые вводятся соответственно возрастающим трудностям игровой техники (а трудности эти для разных учеников будут, естественно, разными). Для дальнейшего развития игровой техники одновременно с первыми песенками и стишками (помещенными в первой части I тома Шульверка») следует также поиграть и первые пьесы (из третьей части того же тома); они разучиваются тем способом, о котором было уже сказано, когда речь шла о первых песенках. Вот одна из таких простейших пьес:

⇐ вернуться назад | | далее ⇒